Гульфия Мустафина
Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Мустафина Гульфия Вазыховна. Работаю в детском саду №338, воспитателем. Я закончила Казанский педагогический колледж. По специальности работаю 9 лет, имею вторую квалификационную категорию.
Внутренняя жизнь ребенка - неповторимый мир. И я считаю, что именно мы – воспитатели - вносим большой вклад в развитие духовной жизни ребенка и играем важную роль в становлении его как личности. А становление его личности, интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера в целом находится в непосредственной зависимости от общения, в процессе которого язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности.
Публикация «Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей» размещена в разделах
- Республика Татарстан
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Совершенствование системы обучения татарскому языку русскоязычных детей остается в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем.
Поэтому тема моей работы: «Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей».
Эпиграфом моей темы хочется представить слова замечательного поэта Габдуллы Тукая:
И туган тел! рвакытта ярдме белн сине,
Кечкендн алашылган шатлыгым, кайгым минем.
«О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятно радость и печаль твоя».
Актуальность моей темы состоит в том, чтобы дать возможность русскоязычным детям живущих в Республике Татарстан общаться с детьми татарской национальности в равной степени.
Я работаю во второй младшей группе с воспитанием и обучением на татарском языке. В моей группе воспитываются кроме детей из татарских семей, дети из смешанных семей, а также из русскоязычных семей. Я хочу, чтобы дети и других национальностей полюбили татарский язык и общались на двух государственных языках. Понимаю, что это требует определенных профессиональных навыков и педагогического мастерства. Есть множество способов сделать образовательную деятельность интересным, но самым главным на этом пути, является вера в себя и в свои возможности. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Целью моей работы является:
Всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучения татарского языка.
Для достижения своей цели перед собой я ставила такие задачи, как:
1. Формировать интерес к татарскому языку.
2. Формировать желания общаться на татарском языке.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать познавательный интерес к языковой культуре татарского народа.
5. Формировать личность с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.
Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Чтобы понять маленького ребёнка, чему-то его научить, надо очень много уметь, знать, понимать.
И поэтому свою работу я начала с самообразования. Я изучала опыт работы ведущих специалистов в этой области, читала татарскую художественную литературу, изучала историю родного края, параллельно я работала над совершенствованием своего языка, звукопроизношения, обогащала словарный запас, внедряла в свою работу новые информационно- коммуникативные технологии, делилась опытом со своими коллегами.
Изучив массу материала я поняла, что работу надо начинать с создания языковой среды в группе, а именно с общения на татарском языке в различных видах деятельности детей : на прогулке; во время проведения досугов; при ознакомлении детей с татарской детской литературой; во время приема пищи; при пополнении национального уголка. Работа в этом направлении помогла мне достичь более высоких результатов.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.
В своей работе мне помог народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организовать игровую деятельность.
Создание языковой среды принесли свои плоды: дети стали понимать мою речь на татарском языке. Я могу свободно общаться с детьми, будучи уверенной, что они меня поймут, даже если не могут мне ответить на татарском языке.
Построение языковой среды, понимание детьми татарской речи, помогло мне правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность. И начала я с самых простых тем, которые окружают детей в повседневной жизни: “Ягымлы сзлр”, «Минем ем», “Гаил”, “Уенчыклар” и другие.
К 1-му полугодию дети освоили названия игрушек на татарском языке, вежливые слова, дети умеют здороваться и прощаться на татарском языке. Могут назвать членов своей семьи.
В моей работе самое сложное - это взаимосвязь с родителями. В сентябре когда я приняла русскоязычных детей, общение с родителями было довольно напряженным. Направление своих детей в группу с воспитанием и обучением на татарском языке родители восприняли отрицательно. В связи с возникшими трудностями я разработала план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально – личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях, проведение родительских собраний. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.
Постепенно все родители поняли мои стремления и в настоящее время они относятся положительно к тому, что дети умеют общаться на татарском языке. Особенно старшее поколение. Они приходят и выражают свою благодарность за то, что сохранились традиции, корни татарского языка.
Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, я изготовила дидактический материал. Так как все занятия сейчас проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры.
Мною изготовленные дидактические игры – «Нрс артык», “Собери целое”, “Авазларны танып бел”, “Создай узор”, “Бармак” уены, “Чудный бисер”, “Кубики-сказка”, “Бер-куп”, “Чудный сапожок”, “Милли киемнр”, “Собери сказку”.
Цель этих дидактических игр является: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук. Ведь мы с вами знаем о взаимосвязи мелкой моторики с речевым центром головного мозга.
В ходе игры я стараюсь строить диалог между мной и ребенком. В завершении я хочу сказать словами поэта:
«Детский смех
сравниться может с ветром,
С пеньем птиц,
с журчанием воды…
Как прекрасно жить на белом свете
Среди этой чудной детворы!»
Игътибарыгыз чен бик зур рхмт!
Спасибо за внимание!