Наталья Боброва
Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы
В. Сухомлинского.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье –
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей впроцессе воспитания и обучения. Формирование здоровогообраза жизни должно начинаться уже в детском саду.
Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образажизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей.
Публикация «Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Но главным препятствием по нашему убеждению, отсутствиеу детей осознанного отношения к своему здоровью.
Потребность в его здоровье есть у родителей, школы,общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательныхпрограммах дошкольных учреждений все больше разделов,
посвященных изучению организма человека, обеспечениюбезопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мысчитаем, что главное – помочь малышам выработатьсобственные жизненные ориентиры в выборе здоровогообраза жизни, научить оценивать свои физическиевозможности, видеть перспективы их развития, осознатьответственность за свое здоровье. Возможно ли это в таком юном возрасте? При созданииопределенных условий возможно. Необходимо погружениеребенка в особо организованную жизненную среду,формирующую привычки здорового образа жизни. Для этоговажно уметь конструировать познавательную деятельностьдетей на занятиях, в быту и в игре. В последние годы одной из ведущих стала идеявалеологизации образования, согласно которой здоровьедетей рассматривается как приоритетная ценность.
Поэтому, я взяла кружковую работу по валеологии, чтобы создатьусловия для формирования валеологической культуры детей дошкольного возраста.
Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Интегративний курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач:
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
• Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением, а также условиями жизни.
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки, потребность быть здоровым и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.
Программа занятий состоит из нескольких блоков:
1 блок «Знай свое тело»
2 блок «Соблюдай правила гигиены»
3 блок «Соблюдай режим дня»
4 блок «Следи за датчиком настроения»
5 блок «Скажи «нет» вредным привычкам»
6 блок «Занимайся физкультурой»
Работа с детьми базируется на следующих педагогических принципах:
1. принцип связи теории с практикой: формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
2. принцип коммуникативности: помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
3. принцип преемственности: направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
4. принцип интеграции: основан на взаимодействии всех видов детской деятельности.
5. принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, побуждающих ребенка к творческому познанию и преобразованию окружающей действительности и своего «Я».
6. принцип сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.
7. принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.
Я использую разнообразные формы работы с детьми. Познавательные игры – занятия, занятия – загадки об удивительных тайнах и чудесах нашего организма; работа детей в группах по решению проблемы; наблюдения за детьми и с детьми, используем лупы; практические действия с цветными таблицами с изображением органов и частей тела.
На занятиях использую элементы психогимнастики, простейшие тренинги, ролевые игры, импровизации. Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности детей, но и на занятиях предусмотренной «Программой воспитания и обучения детей».
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества родителей валеологическое воспитание детей в детском саду невозможно.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо".
родительские собрания,
консультации,
конкурсы,
спортивные праздники,
праздники здоровья,
дни открытых дверей,
папки-передвижки,
беседы,
личный пример педагогов,
нетрадиционные формы работы с родителями,
практические показы (практикумы)
оформление выставок рисунков и т. д.
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия, различные виды деятельности по формированию у детей элементарных валеологических навыков, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Ведь укрепление здоровья- одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, что бы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребёнка.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!