Папки-передвижки

Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии

Наталья Боброва
Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы

В. Сухомлинского.

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье –

важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей впроцессе воспитания и обучения. Формирование здоровогообраза жизни должно начинаться уже в детском саду.

Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образажизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей.

Публикация «Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии» размещена в разделах

Но главным препятствием по нашему убеждению, отсутствиеу детей осознанного отношения к своему здоровью.

Потребность в его здоровье есть у родителей, школы,общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательныхпрограммах дошкольных учреждений все больше разделов,

посвященных изучению организма человека, обеспечениюбезопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мысчитаем, что главное – помочь малышам выработатьсобственные жизненные ориентиры в выборе здоровогообраза жизни, научить оценивать свои физическиевозможности, видеть перспективы их развития, осознатьответственность за свое здоровье. Возможно ли это в таком юном возрасте? При созданииопределенных условий возможно. Необходимо погружениеребенка в особо организованную жизненную среду,формирующую привычки здорового образа жизни. Для этоговажно уметь конструировать познавательную деятельностьдетей на занятиях, в быту и в игре. В последние годы одной из ведущих стала идеявалеологизации образования, согласно которой здоровьедетей рассматривается как приоритетная ценность.

Поэтому, я взяла кружковую работу по валеологии, чтобы создатьусловия для формирования валеологической культуры детей дошкольного возраста.

Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Интегративний курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач:

• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

• Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением, а также условиями жизни.

• Воспитывать культурно-гигиенические навыки, потребность быть здоровым и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.

Программа занятий состоит из нескольких блоков:

1 блок «Знай свое тело»

2 блок «Соблюдай правила гигиены»

3 блок «Соблюдай режим дня»

4 блок «Следи за датчиком настроения»

5 блок «Скажи «нет» вредным привычкам»

6 блок «Занимайся физкультурой»

Работа с детьми базируется на следующих педагогических принципах:

1. принцип связи теории с практикой: формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

2. принцип коммуникативности: помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

3. принцип преемственности: направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

4. принцип интеграции: основан на взаимодействии всех видов детской деятельности.

5. принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, побуждающих ребенка к творческому познанию и преобразованию окружающей действительности и своего «Я».

6. принцип сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.

7. принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.

Я использую разнообразные формы работы с детьми. Познавательные игры – занятия, занятия – загадки об удивительных тайнах и чудесах нашего организма; работа детей в группах по решению проблемы; наблюдения за детьми и с детьми, используем лупы; практические действия с цветными таблицами с изображением органов и частей тела.

На занятиях использую элементы психогимнастики, простейшие тренинги, ролевые игры, импровизации. Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности детей, но и на занятиях предусмотренной «Программой воспитания и обучения детей».

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества родителей валеологическое воспитание детей в детском саду невозможно.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

родительские собрания,

консультации,

конкурсы,

спортивные праздники,

праздники здоровья,

дни открытых дверей,

папки-передвижки,

беседы,

личный пример педагогов,

нетрадиционные формы работы с родителями,

практические показы (практикумы)

оформление выставок рисунков и т. д.

Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия, различные виды деятельности по формированию у детей элементарных валеологических навыков, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Ведь укрепление здоровья- одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, что бы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребёнка.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский сад как оздоровительная педагогическая система "Я не боюсь еще и еще раз повторять:   забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная.

Презентация предметно-развивающей среды 2 младшей «А» группы по формированию привычки к здоровому образу жизни Предлагаем презентацию предметно – развивающей среды по формированию привычки здорового образа жизни. Из опыта работы воспитателей МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 19:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Боброва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД