Теперик Ирина
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человечества.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое воспитание.
Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом,
Я считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.
Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Я стараюсь сделать воспитательно-образовательную работу интересной и привлекательной для детей.
В группе организовала кружок «Почемучки», где дети знакомятся с природой.
Цель этого кружка состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам:
- о единстве и разнообразии природы,
-о связях и взаимосвязях между разными объектами природы,
о постоянных изменениях в природе и ее развитии,
о целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе,
о рациональном использовании природы и охране ее.
Для формирования начал экологической культуры у детей сделала панно «Опушка леса» на каждое время года, дети закрепляют знания о насекомых, животных, изменениях в природе.
Использую в работе с детьми доступные средства по формированию интереса к природе :
-прогулки и экскурсии на природу: (экскурсия «Елочкина сестричка»)
Необходимо помочь детям приоткрыть завесу прекрасного, научить видеть красивое, неповторимое в самой маленькой частице природы. И начинать эту работу надо с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительностью, максимально концентрируют в себе те или иные признаки эстетического совершенства,
Организуя экскурсию по теме «Осенние изменения в природе», сначала выбирались такие деревья и кустарники, у которых золотое убранство осени наиболее ярко выражено. Например, клен отличается удивительным разноцветьем - от зелено-желтого до багрово-красного. Весной на экскурсии в природу можно показать детям ажурность кроны березы, плакучесть ивы; летом подчеркнуть зеркальность глади реки, легкость полета стрекозы, голубизну неба и т. д.)
В работе использую цикл наблюдений «Белая береза под моим окном.».
Цель: формировать представления о цикличности явлений, взаимосвязи окружающего мира.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в сюжетных и и дидактических: («Колобок учит детей выпекать пряники», «Найди такой листик», «Беги к тому, что назову»)
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (Т. С. Комарова). Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их я ориентируюсь на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных.
Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута, я стараюсь использовать красочный наглядный материал, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задание той или иной игры.
В своей работе я придерживаюсь китайской пословицы
«Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму»
Для повышения знаний об окружающем мире использую элементы исследовательской работы: («Игры с песком», «Этот удивительный воздух», «Хитрые семена»)
Провожу плановые и ситуационные беседы о природе и бережном отношении к ней: («Откуда хлеб пришел?»)
Средствами развития познавательного интереса к природе у детей также являются и прослушивание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям, сезонам, и рассматривание полотен великих художников-пейзажистов, а также знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе.
.
Считаю, что выбранное мной экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача.
В условиях экологического состояния нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует воспитывать у детей культуру поведения в природе, учить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатством.
Экскурсия
Ёлочкина сестричка (старшая группа) Время проведения - осень, начало октября. Оборудование - лупы, фотоаппараты (игрушечные).
Цели:
Ознакомление с объектами и явлениями природы в естественной обстановке, поддержание интереса детей к природе.
Развитие наблюдательности и памяти.
Воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе.
Задачи:
Научить детей отличать по внешнему виду ель, сосну, лиственницу.
познакомить с увеличительным стеклом – лупой, правилами её использования.
Ход занятия.
Дети, отгадайте загадку «Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок».Лиственница. Какое это дерево? Хвойное или лиственное? Как вы догадались? Скажите, где у нас в Никольске растет лиственница. Сейчас мы пойдем к ней в гости.
Беседа с детьми по вопросам
Давайте полюбуемся ею. Нравится вам она? Чем?
Какой у нее ствол? (Прямой, ровный.) Вам пришлось голову запрокинуть? Почему? (Лиственница высокая.)
Потрогайте ствол. Чем он покрыт? (Корой) Какая она на ощупь? (Шершавая.) Какого она цвета? (Серая) Чем пахнет? У лиственницы очень толстая кора. Для чего она нужна дереву? (Она защищает внутреннюю часть дерева от высыхания, вредителей, разных повреждений: она образуется в течение всей жизни дерева) Может дерево жить и расти без коры? Почему? Как можно помочь дереву, если часть коры сорвана или порезана? (Замазать краской или глиной)
А теперь немного отойдите от дерева и посмотрите на ветки. Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Как вы думаете, где расположены молодые ветки, а где старые?
Закройте глаза. Давайте послушаем, как разговаривают ветки. О чем они говорят? Что растет на ветках? Возьмите в руки опавшие иголки, потрогайте их. Какие они на ощупь? (Мягкие) По цвету? (Желтые) По длине - как у елки или сосны? (Средние) А чем они пахнут? Почему у лиственницы опадают иголки? А этой лиственнице хорошо, удобно здесь расти? Почему?
Лиственница может жить до 500 лет. Это очень светолюбивое дерево, но к характеру почвы и климату приспосабливается легко. Она мало затеняет почву около себя.
Посмотрите, что-нибудь растет под ней? Где больше растительности: в тени или на свету? Давайте еще раз полюбуемся на нашу красавицу: какая она стройная, высокая, пушистая, в какое красивое золотое платье она нарядилась! Ей здесь хорошо и удобно расти. На память сделайте снимок своими фотоаппаратами. Вечером в группе вы «проявите» пленку своих фотоаппаратов и сделаете снимки. А потом мы составим альбом.
А сейчас посмотрите вокруг.
С лупой понаблюдайте за насекомыми: что они делают, как передвигаются, их внешний вид. Муравьи одного муравейника за день съедают столько вредных насекомых, сколько синица за два месяца. Божья коровка за один день съедает 270 тлей. Давайте сфотографируем разных насекомых, а в группе вы их нарисуете. Сейчас я чуть покопаю землю. Что вы видите? (Корешки растений.) Верхний слой земли называется почвой. На ней растут растения, деревья, кустарник. Почва образуется долго (для 1 см требуется 100 лет, а разрушается быстро.
Ветер и вода за несколько часов могут смыть и развеять почву на больших площадях. Для того чтобы предохранить почву от выдувания и смыва, сажают лесозащитные полосы.
А если много людей будут ходить по одному месту, почва останется рыхлой? На ней будет что-то расти? Почему?
Сколько сегодня нового и интересного мы узнали!