Папки-передвижки

Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы

Наталья Шишова
Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы

Математические способности – это умение мыслить логически. Возможно ли развитие математических способностей у детей дошкольного возраста? Да, возможно. Человек рождается со слаборазвитым левым полушарием мозга. Оно отвечает за логику и активизируется постепенно, вместе с приобретением новых навыков. Успешность этого процесса во многом зависит от окружения малыша. При правильном подходе можно достичь хороших результатов в развитии его интеллекта, а значит, и его математических способностей.

Публикация «Формирование математических способностей у дошкольников, Способы и формы работы» размещена в разделах

Современные теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста предполагают:

1. формирование у дошкольников элементарных математических представлений;

2. развитие у них логического мышления;

3. использование современных средств и методов обучения.

Целесообразно сначала провести диагностику развития каждого дошкольника, чтобы подобрать ему индивидуальную обучающую программу.

Математические представления

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста начинается с их погружения в математическую среду. Чтобы потом чувствовать себя комфортно среди математических формул и задач, они должны в дошкольном возрасте;

• узнать, что такое цифра и число;

• обучиться порядковому и количественному счету;

• научиться складывать и вычитать в пределах десятка;

• узнать, что такое форма предмета и объем;

• научиться измерять ширину, высоту и длину предметов;

• различать временные понятия «раньше», «позже», «сегодня», «завтра» и др. ;

• ориентироваться в пространстве, уяснив понятия «дальше», «ближе», «впереди», «сзади» и др. ;

уметь сравнивать: «уже — шире», «ниже – выше», «меньше – больше».

Не стоит пугаться! Математические представления можно освоить дома, между делом, в игровой форме. Как это сделать?

При каждом удобном случае считайте предметы вслух или вовлекайте в это ребенка. (Сколько у нас цветов в вазе, Сколько нужно поставить тарелок) Попросите малыша выполнить ваше поручение: «Принеси мне, пожалуйста, два карандаша».

Тематический материал :

• Подготовительные занятия для детей 5 6 лет к школе

Вместе идете по улице? Считайте до десяти и обратно: дуэтом, попеременно, затем пусть посчитает он один.

Научите малыша находить следующее и предыдущее числа. (Ты знаешь, какое число больше 3 и меньше 5)

Помогите ему понять операции сложения и вычитания. В начальной школе встречаются дети, которым трудно решать задачи, потому что они не понимают смысла этих математических действий. Если в одной задаче ящики складывали, то и во всех других задачах о ящиках эти ученики пытаются их сложить, независимо от условий задачи. Подготовьте ребенка еще до школы. Возьмите конфеты, яблоки, чашки и на наглядном примере объясните ему, что означает сложение, а что — вычитание.

Учите его сравнивать предметы. (Смотри, сорока! Она больше воробья или меньше) Обратите его внимание на то, что предметов может быть разное количество. (В вазе много яблок и мало груш. Что сделать, чтобы фруктов стало поровну)

Познакомьте ребенка с весами. Замечательно, если у вас есть кухонные механические весы с гирьками. Пусть ребенок сам взвесит яблоко, пустую кружку, кружку с водой.

Объясните, как узнавать время по часам со стрелками.

Расставьте на столе игрушки. Научите ребенка различать, какая игрушка к нему ближе, какая дальше, какая между ними.

Нарисуйте четырехугольник, треугольник, круг, овал. Пусть он попробует объяснить, чем две первые фигуры отличаются от двух вторых. Покажите ему, где в треугольнике угол. Сосчитайте углы, и ребенок сам догадается, почему у треугольника такое название.

Обучайте своего дошколенка легко, ненавязчиво, и он подружится с математикой.

Формирование логического мышления

Для успешного овладения математической наукой необходимо уметь производить операции над заданными объектами: находить сходства или отличия, перегруппировывать их по заданному признаку. Начните освоение этих премудростей до поступления ребенка в школу. Это поможет ему как при решении математических задач, так и в обычной жизни.

Приемы развития математических способностей у детей дошкольного возраста :

• Умение выделить объект или группу объектов по заданному признаку (анализ).

• Сведение в единое целое каких-то элементов, свойств или признаков (синтез).

• Упорядочивание каких-либо объектов по возрастанию или убыванию по заданному признаку.

• Сопоставление с целью нахождения сходства или различий между объектами (сравнение).

• Распределение объектов по группам по названию, цвету, размеру, форме и др. (классификация).

• Вывод, результат сравнения (обобщение). Этому приему придается особое значение.

Задачи на анализ для детей 5-7 лет

Математическое развитие детей дошкольного возраста с помощью простых упражнений.

Задание 1

На рисунке 1 найди лишнюю фигуру. (Это красный квадрат)

Рисунок 1

Задание 2

На рисунке 1 распредели круги в две группы. Объясни свое решение. (Можно распределить по цвету, а можно по размеру).

Задание 3

На рисунке 2 покажи три треугольника. (Два маленьких и один по внешнему контуру)

Задачи на синтез

Объединение элементов, сторон предмета в единую систему.

Задание 1

Делай то, что делаю я. В этом задании взрослый и ребенок конструируют одинаковые объекты. Малыш повторяет действия взрослого.

Задание 2

Повтори то же самое по памяти.

Задание 3

Построй башню, сконструируй самокат и т. д. Это творческое задание. Оно делается без образца.

Рисунок 2

Задачи на упорядочивание

Сбор, сортировка предметов от меньшего к большему или наоборот.

Задание 1

Построй матрешек по росту, начиная с самой маленькой.

Задание 2

Надень кольца пирамидки, начиная с самого большого до самого маленького.

Задачи на анализ для детей 2-4 лет

Выполняются с игрушками или картинками.

Задание 1

Выбери синюю машинку. Выбери машинку, но не синюю.

Задание 2

Выбери все маленькие машинки. Выбери все машинки, но не маленькие.

Задание 3

Выбери маленькую синюю машинку.

Задачи на сравнение для детей 2-4 лет

Различие и сходство элементов по какому-либо признаку.

Задание 1

Что круглое, как мячик? (Яблоко, апельсин)

Задание 2

Поиграйте с ребенком: сначала вы описываете признаки предмета, а ребенок отгадывает, потом наоборот.

Пример: Маленький, серый, умеет летать. Кто это? (Воробей)

Задачи на сравнение для детей старшего возраста

Тоже что и предыдущее задание, только для более взрослых детей.

Задание 1

На рисунке 3 найди фигуру, похожую на солнце. (Круг)

Задание 2

На рисунке 3 покажи все красные фигуры. Какое число им соответствует? (Число 2)

Рисунок 3

Задание 3

Что еще соответствует числу 2 на рисунке 3? (Количество желтых фигур)

Задание на умение классифицировать объекты для детей 2-4 лет

Взрослый называет животных, а ребенок говорит, кто из них умеет плавать, а кто – нет. Потом малыш выбирает, о чем спросить (о фруктах, о машинах и др., а взрослый отвечает.

Задание для ребенка 5-7 лет

На рисунке 3 выдели многоугольники в отдельную группу и раздели их по цвету. (Все фигуры, кроме круга. Квадрат и треугольник окажутся в одной группе, а прямоугольник в другой)

Задание на обобщение

На рисунке 4 изображены геометрические фигуры. Что у них общего? (Это четырехугольники)

Рисунок 4

Занимательные игры и задачи

Для самостоятельных игр дошкольника придуманы современные конструкторы – головоломки. Это плоские конструкторы «Пифагор», «Волшебный круг» и другие, а также объемные конструкторы «Змейка», «Волшебные шарики», «Пирамидка». Все они учат ребенка мыслить геометрически.

Для развития смекалки пригодятся забавные задачи типа:

• На столе лежало 3 груши. Одну разрезали пополам. Сколько груш осталось на столе? (3)

• Упряжка собак пробежала 4 км. Какое расстояние пробежала каждая собака? (4)

Предлагая ребенку подобные задания, вы научите его внимательно слушать условие, находить подвох. Малыш поймет, что математика может быть очень интересной.

Прочитайте и расскажите ребенку что-нибудь из истории математики : как считали древние люди, кто придумал цифры, которыми мы пользуемся, откуда взялись геометрические фигуры…

Не пренебрегайте простыми загадками. Они тоже учат думать.

Средства помощи родителям юных математиков

В первую очередь это наглядный дидактический материал :

• нарисованные на карточках изображения предметов;

• предметы быта, игрушки и пр. ;

• карточки с цифрами и арифметическими знаками, геометрические фигуры;

• магнитная доска;

• обычные и песочные часы;

• весы;

• счетные палочки.

Приобретите развивающие игры, конструкторы, головоломки, счетный материал, шашки и шахматы.

Все знают настольные игры с кубиком, фишками и игровым полем. Это полезная и интересная игра. Она учит ребенка считать и внимательно выполнять задание. К тому же в ней может принять участие вся семья.

Купите детские познавательные книги с хорошими иллюстрациями.

Советы родителям

1. Поощряйте любознательность ребенка.

2. Ищите ответы на его вопросы вместе. Рассуждайте вместе с ним.

3. Не жалуйтесь на нехватку времени. Разговаривайте и играйте во время совместных прогулок, перед сном.

4. Большое значение имеют доверительные отношения между взрослым и дошкольником. Никогда не смейтесь над ошибками своего ребенка.

5. Не загружайте малыша занятиями сверх меры. Это повредит его здоровью и отобьет у него желание учиться.

6. Обращайте внимание не только на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, но и на их духовное и физическое развитие. Только тогда из вашего ребенка получится гармоничная личность.

Публикации по теме:

Оригами как средство развития математических способностей у дошкольников Кто в детстве не запускал бумажные самолётики, кораблики? Вот только не знали, что занятие это называется «оригами». Оригами - традиционная.

Формы работы с родителями по формированию математических представлений Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". ЧАСТЬ 1. Подготовила.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 2 Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4–5 лет» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет» Математика- эта такая сложная наука для многих.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Опубликовано 26.03.2019 г. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Педагогический совет «Развитие математических способностей дошкольников» Педагогический совет «Развитие математических способностей дошкольников» 1. Вступительное слово: «Современные подходы к организации формирования.

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр» Усвоение математических знаний на разных этапах дошкольного обучения вызывает существенные затруднения у многих детей. Одна из причин, порождающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы
Опубликовано: 1 сентября 2019 в 06:48
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шишова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД