Наталья Шишова
Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Математические способности – это умение мыслить логически. Возможно ли развитие математических способностей у детей дошкольного возраста? Да, возможно. Человек рождается со слаборазвитым левым полушарием мозга. Оно отвечает за логику и активизируется постепенно, вместе с приобретением новых навыков. Успешность этого процесса во многом зависит от окружения малыша. При правильном подходе можно достичь хороших результатов в развитии его интеллекта, а значит, и его математических способностей.
Публикация «Формирование математических способностей у дошкольников, Способы и формы работы» размещена в разделах
Современные теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста предполагают:
1. формирование у дошкольников элементарных математических представлений;
2. развитие у них логического мышления;
3. использование современных средств и методов обучения.
Целесообразно сначала провести диагностику развития каждого дошкольника, чтобы подобрать ему индивидуальную обучающую программу.
Математические представления
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста начинается с их погружения в математическую среду. Чтобы потом чувствовать себя комфортно среди математических формул и задач, они должны в дошкольном возрасте;
• узнать, что такое цифра и число;
• обучиться порядковому и количественному счету;
• научиться складывать и вычитать в пределах десятка;
• узнать, что такое форма предмета и объем;
• научиться измерять ширину, высоту и длину предметов;
• различать временные понятия «раньше», «позже», «сегодня», «завтра» и др. ;
• ориентироваться в пространстве, уяснив понятия «дальше», «ближе», «впереди», «сзади» и др. ;
• уметь сравнивать: «уже — шире», «ниже – выше», «меньше – больше».
Не стоит пугаться! Математические представления можно освоить дома, между делом, в игровой форме. Как это сделать?
При каждом удобном случае считайте предметы вслух или вовлекайте в это ребенка. (Сколько у нас цветов в вазе, Сколько нужно поставить тарелок) Попросите малыша выполнить ваше поручение: «Принеси мне, пожалуйста, два карандаша».
Тематический материал :
• Подготовительные занятия для детей 5 6 лет к школе
Вместе идете по улице? Считайте до десяти и обратно: дуэтом, попеременно, затем пусть посчитает он один.
Научите малыша находить следующее и предыдущее числа. (Ты знаешь, какое число больше 3 и меньше 5)
Помогите ему понять операции сложения и вычитания. В начальной школе встречаются дети, которым трудно решать задачи, потому что они не понимают смысла этих математических действий. Если в одной задаче ящики складывали, то и во всех других задачах о ящиках эти ученики пытаются их сложить, независимо от условий задачи. Подготовьте ребенка еще до школы. Возьмите конфеты, яблоки, чашки и на наглядном примере объясните ему, что означает сложение, а что — вычитание.
Учите его сравнивать предметы. (Смотри, сорока! Она больше воробья или меньше) Обратите его внимание на то, что предметов может быть разное количество. (В вазе много яблок и мало груш. Что сделать, чтобы фруктов стало поровну)
Познакомьте ребенка с весами. Замечательно, если у вас есть кухонные механические весы с гирьками. Пусть ребенок сам взвесит яблоко, пустую кружку, кружку с водой.
Объясните, как узнавать время по часам со стрелками.
Расставьте на столе игрушки. Научите ребенка различать, какая игрушка к нему ближе, какая дальше, какая между ними.
Нарисуйте четырехугольник, треугольник, круг, овал. Пусть он попробует объяснить, чем две первые фигуры отличаются от двух вторых. Покажите ему, где в треугольнике угол. Сосчитайте углы, и ребенок сам догадается, почему у треугольника такое название.
Обучайте своего дошколенка легко, ненавязчиво, и он подружится с математикой.
Формирование логического мышления
Для успешного овладения математической наукой необходимо уметь производить операции над заданными объектами: находить сходства или отличия, перегруппировывать их по заданному признаку. Начните освоение этих премудростей до поступления ребенка в школу. Это поможет ему как при решении математических задач, так и в обычной жизни.
Приемы развития математических способностей у детей дошкольного возраста :
• Умение выделить объект или группу объектов по заданному признаку (анализ).
• Сведение в единое целое каких-то элементов, свойств или признаков (синтез).
• Упорядочивание каких-либо объектов по возрастанию или убыванию по заданному признаку.
• Сопоставление с целью нахождения сходства или различий между объектами (сравнение).
• Распределение объектов по группам по названию, цвету, размеру, форме и др. (классификация).
• Вывод, результат сравнения (обобщение). Этому приему придается особое значение.
Задачи на анализ для детей 5-7 лет
Математическое развитие детей дошкольного возраста с помощью простых упражнений.
Задание 1
На рисунке 1 найди лишнюю фигуру. (Это красный квадрат)
Рисунок 1
Задание 2
На рисунке 1 распредели круги в две группы. Объясни свое решение. (Можно распределить по цвету, а можно по размеру).
Задание 3
На рисунке 2 покажи три треугольника. (Два маленьких и один по внешнему контуру)
Задачи на синтез
Объединение элементов, сторон предмета в единую систему.
Задание 1
Делай то, что делаю я. В этом задании взрослый и ребенок конструируют одинаковые объекты. Малыш повторяет действия взрослого.
Задание 2
Повтори то же самое по памяти.
Задание 3
Построй башню, сконструируй самокат и т. д. Это творческое задание. Оно делается без образца.
Рисунок 2
Задачи на упорядочивание
Сбор, сортировка предметов от меньшего к большему или наоборот.
Задание 1
Построй матрешек по росту, начиная с самой маленькой.
Задание 2
Надень кольца пирамидки, начиная с самого большого до самого маленького.
Задачи на анализ для детей 2-4 лет
Выполняются с игрушками или картинками.
Задание 1
Выбери синюю машинку. Выбери машинку, но не синюю.
Задание 2
Выбери все маленькие машинки. Выбери все машинки, но не маленькие.
Задание 3
Выбери маленькую синюю машинку.
Задачи на сравнение для детей 2-4 лет
Различие и сходство элементов по какому-либо признаку.
Задание 1
Что круглое, как мячик? (Яблоко, апельсин)
Задание 2
Поиграйте с ребенком: сначала вы описываете признаки предмета, а ребенок отгадывает, потом наоборот.
Пример: Маленький, серый, умеет летать. Кто это? (Воробей)
Задачи на сравнение для детей старшего возраста
Тоже что и предыдущее задание, только для более взрослых детей.
Задание 1
На рисунке 3 найди фигуру, похожую на солнце. (Круг)
Задание 2
На рисунке 3 покажи все красные фигуры. Какое число им соответствует? (Число 2)
Рисунок 3
Задание 3
Что еще соответствует числу 2 на рисунке 3? (Количество желтых фигур)
Задание на умение классифицировать объекты для детей 2-4 лет
Взрослый называет животных, а ребенок говорит, кто из них умеет плавать, а кто – нет. Потом малыш выбирает, о чем спросить (о фруктах, о машинах и др., а взрослый отвечает.
Задание для ребенка 5-7 лет
На рисунке 3 выдели многоугольники в отдельную группу и раздели их по цвету. (Все фигуры, кроме круга. Квадрат и треугольник окажутся в одной группе, а прямоугольник в другой)
Задание на обобщение
На рисунке 4 изображены геометрические фигуры. Что у них общего? (Это четырехугольники)
Рисунок 4
Занимательные игры и задачи
Для самостоятельных игр дошкольника придуманы современные конструкторы – головоломки. Это плоские конструкторы «Пифагор», «Волшебный круг» и другие, а также объемные конструкторы «Змейка», «Волшебные шарики», «Пирамидка». Все они учат ребенка мыслить геометрически.
Для развития смекалки пригодятся забавные задачи типа:
• На столе лежало 3 груши. Одну разрезали пополам. Сколько груш осталось на столе? (3)
• Упряжка собак пробежала 4 км. Какое расстояние пробежала каждая собака? (4)
Предлагая ребенку подобные задания, вы научите его внимательно слушать условие, находить подвох. Малыш поймет, что математика может быть очень интересной.
Прочитайте и расскажите ребенку что-нибудь из истории математики : как считали древние люди, кто придумал цифры, которыми мы пользуемся, откуда взялись геометрические фигуры…
Не пренебрегайте простыми загадками. Они тоже учат думать.
Средства помощи родителям юных математиков
В первую очередь это наглядный дидактический материал :
• нарисованные на карточках изображения предметов;
• предметы быта, игрушки и пр. ;
• карточки с цифрами и арифметическими знаками, геометрические фигуры;
• магнитная доска;
• обычные и песочные часы;
• весы;
• счетные палочки.
Приобретите развивающие игры, конструкторы, головоломки, счетный материал, шашки и шахматы.
Все знают настольные игры с кубиком, фишками и игровым полем. Это полезная и интересная игра. Она учит ребенка считать и внимательно выполнять задание. К тому же в ней может принять участие вся семья.
Купите детские познавательные книги с хорошими иллюстрациями.
Советы родителям
1. Поощряйте любознательность ребенка.
2. Ищите ответы на его вопросы вместе. Рассуждайте вместе с ним.
3. Не жалуйтесь на нехватку времени. Разговаривайте и играйте во время совместных прогулок, перед сном.
4. Большое значение имеют доверительные отношения между взрослым и дошкольником. Никогда не смейтесь над ошибками своего ребенка.
5. Не загружайте малыша занятиями сверх меры. Это повредит его здоровью и отобьет у него желание учиться.
6. Обращайте внимание не только на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, но и на их духовное и физическое развитие. Только тогда из вашего ребенка получится гармоничная личность.