марина архипова
Формирование коммуникативной стороны речи посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование коммуникативной стороны речи через театрализованную деятельность»
Речевое общение – одна из главных потребностей человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира.
Речь выполняет многообразные функции в жизни человека. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнёра, так и само сообщение, и используемые языковые средства (Р. О. Якобсон).
Публикация «Формирование коммуникативной стороны речи посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Чтобы реализовать себя как личность, человек должен обладать достаточно высоким уровнем речевой культуры: владеть умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным словарным запасом, уметь правильно строить предложения, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения. Своевременное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и развития её в дальнейшем. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога и в данном аспекте диалог выступает как основная форма общения, в недрах которой зарождается монолог.
Формирование коммуникативной способности включает в себя два этапа – овладение родным языком и умение применять его для целей общения в различных коммуникативных ситуациях, т. е. строить развёрнутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие.
Эмоциональные контакты между людьми, их личностное общение обеспечивается не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов. Очень важно, когда человек может достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему коммуникативные средства : и речевые, и невербальные. Это значит, что он достиг уровня социализированной речи. В таких случаях говорят: «Понимаю его с полувзгляда…». Об этом С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более в ней выступает говорящий, его лицо, он сам»
Для развития коммуникативных способностей просто необходимо создание условий, в которых ребёнок мог бы наиболее успешно и полно передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность : это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок. В процессе освоения роли, работой над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, а особенно диалог с партнёром ставит маленького актёра перед необходимостью ясно чётко и понятно изъясняться.
Упражнения в процессе театрализованной деятельности на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат дошкольника, а выполнение игровых упражнений в образах помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений и, как следствие, более полной коммуникативной убедительностью. Удовлетворяя естественную потребность в игре, забаве, веселье в театрализованной деятельности дети создают основу для совместных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, речевого взаимодействия.
Особое место в театрализованных играх принадлежит играм-инсценировкам, играм-драматизациям. Здесь объединяются дети, хорошо знакомые с текстом, представляющие себе сюжет, последовательность игровых действий. Сюжетная основа, знание литературного текста помогают детям установить инерактивное взаимодействие. Как бы создавая банк общих сведений.
Если педагог не боится экспериментирования с текстом и позволяет исполнителям изменять строй реплики, замены слов, то это ведёт к развитию у детей способностей к инициативной фразовой речи
Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, картинок, театральных кукол, через собственные выразительные движения и речь. Если у детей недостаточен игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый берёт на себя роль рассказчика, предоставляя детям возможность действовать, подсказывая текст. Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюмов, декорации, игрушки. Это способствует лучшему запоминанию текста. Игровой момент создаёт естественную мотивацию для запоминания текста без учебной установки на пересказ. Игры-инсценировки готовят основу для драматизаций, в которых дети принимают на себя определённую роль и вынуждены координировать игровые действия с партнёрами.
Следует отметить, что наибольшую ценность представляет для развития коммуникативных способностей игра-импровизация по мотивам сказок или простых, знакомых детям произведений. А так же собственные сочинения детей и педагога. Именно в ней дети проявляют речевую самостоятельность в большей мере. Здесь дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги.
Для развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность из многообразия средств выразительности «Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует по возрастам следующие:
- 2 младшая группа – формирование простейших образно-выразительных средств (имитация характерных движений и звуков животных, людей разного возраста, характера)
- Средняя группа – Обучение элементам образных выразительных средств в интонации, мимике, пантомиме.
- Старшая группа – совершенствование образных исполнительских навыков.
- Подготовительная группа – развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Таким образом, следуя рекомендованной последовательности использования и развития средств выразительности речи, соблюдая принципы гуманности, систематизации знаний и умений от простого к сложному, учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, импровизационности, педагог через театрализованную деятельность добивается необходимого развития коммуникативной стороны речи дошкольника.