Наталья Тишина
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя.
В. Сухомлинский
Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен.
Как же сформировать у дошкольников интерес к книге и чтению.
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Публикация «Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей 4–5 лет» размещена в разделах
Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель : приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое содержание знакомых книг.
Например, дети четырех лет с наслаждением слушая сказку С. Я. Маршака «Усатый полосатый», невольно втягиваются, мысленно вовлекаются в игры и проделки девочки с котенком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством котенка, удивляются его глупости («Вот какой глупый котенок!»). Встретясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание. Из двух персонажей котенок не самый глупый (он делает то, что и должен делать котенок). В словах «Вот какой глупый котенок!» для детей звучат уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.
После четырех лет у ребенка наблюдаются изменения в понимании литературных произведений. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей, дети начинают четче определять границы между реалистическими и сказочными жанрами. На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение; оно становится более самостоятельным. Для понимания произведения ребенку уже не требу-ется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский за-мысел, формирует правильное видение героев – событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.
На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение,
способны при необходимости вычленять цепи событий, отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой цель оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4 – 5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий; которые он переживает вместе с героями.
Главное в литературном образовании и воспитании дошкольника является формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы.
Из чего складывается это умение?
• Прежде всего, это умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. Возникающее воображение помогает читателю сделать чувственно ощутимыми.
• Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой ребенок осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Ребенку необходимо увидеть и понять действия, поступки, переживания персонажа.
• Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение
Какие задачи можно поставить перед воспитателем в группе детей от 4 до 5 лет?
• Продолжать формирование у детей интереса к книге;
• учить внимательно слушать и слышать литературные произведения;
• помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;
• помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
• поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
• поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.
Можно предложить несколько советов:
• пусть у детей будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны: можно положить новую книгу на видное место, чтобы она привлекала внимание;
• читайте книги с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание, вызывают интерес;
• читайте каждый день - это должно стать правилом: выделите определенное время в режиме дня, отведенное для чтения;
• беседуйте с детьми о прочитанном: задавайте вопросы, старайтесь поощрять у детей желание задавать вопросы; прервите чтение на самом интересном месте и предложите им придумать продолжение истории;
• пусть чтение (рассказывание) произведения превратится в маленький театр: импровизируйте, будьте смешными, говорите разными голосами, используйте мимику;
• можно использовать технические средства обучения: показ диафильмов, прослушивание звукозаписей, просмотр видеокассет. Но их использование должно быть строго регламентировано – нельзя подменять ими другие методические приемы; нарушится непосредственное, живое общение взрослого и ребенка;
• чтение у дошкольников не должно вызывать скуку или утомление. Пусть знакомство с художественным произведением превратится для детей в игру, театр, праздник. Тогда чтение навсегда останется в памяти ребенка как что-то яркое, сказочное, таинственное и интересное.
Как надо работать с книгой:
• до чтения надо книгу рассмотреть – изучить обложку, прочитать заголовок, назвать фамилию автора, рассмотреть картинку обложки и предложить детям угадать, о чем будет рассказывать книга, только потом надо её читать;
• принять удобную позу слушания: если стихи – прямо. глаза в глаза; рассказ или сказка – поза свободная;
• во время чтения предложить детям мысленно представлять то, о чем читают;
• после чтения – проверка восприятия: что понравилось, кто сделал добро, кто зло, разобрать поступки, дать оценки героям;
• закончить тем, что можно сделать с этой книгой.
Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.