Зуева Елена
Программа «Формирование финансовой грамотности дошкольников». Подготовительная группа
▼ Скачать +Заказ
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Публикация «Программа „Формирование финансовой грамотности дошкольников“, Подготовительная группа» размещена в разделах
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. Актуальность
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить. Поэтому проблема финансового воспитания становиться актуальной применительно даже уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.
Программа
В работе по финансовой грамотности была использована программа
«Азы финансовой культуры для дошкольников» под редацкией Л. В. Стахонович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская - составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 – ФЗ от 17.10.3013г.
Цель программы
Формирование азов финансовой грамотности и финансовой культуры у детей подготовительной группы детского сада.
Помимо цели, нами были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников.
Задачи
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.
-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Новизна
Заложение основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям
Ожидаемые результаты
Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории.
- Осознают и соизмеряют свои потребности и возможности;
- Приобретут знания и представления о профессиях;
- Осознают смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, трудолюбие.
- Применяют на практике полученные знания, устанавливают разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на 3 этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь 2023 - декабрь 2023 г) :
- Составление поэтапного плана работы;
- Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике опыта;
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по финансовой грамотности;
- Составление тематического плана работы с детьми;
- Организация развивающей среды.
II этап – Практический (основной) (январь 2024 – апрель 2024 г.)
- Обеспечение реализации опыта по финансовой грамотности;
- Непосредственное осуществление мероприятий для дошкольников;
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – проекты, оформление «папки – передвижки».
III этап – заключительный (май 2024)
- Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей;
- Оформление и представление результатов обобщения опыта работы по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность включает следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Социально-коммуникативное развитие при изучении основ финансовой деятельности обеспечивает формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, создает возможность для обучения приемам безопасного поведения в социуме на примерах из сказок.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу.
3. Речевое развитие является важным элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В работе с детьми использую дидактические игры «Кто что делает», «Назови профессии», «Домино», «Назови монету». В уголке книги ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее красочные иллюстрации. Свои творческие способности дети развивают в театральном уголке, при помощи театральных игр развивают словарный запас по теме «Экономическое воспитание дошкольников», диалогическую и монологическую речь.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. В уголке творчества разместила необходимые материалы для воплощения творческих идей, замыслов, фантазий детей (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле).
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная активность, равновесие, координация, моторика, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила.
Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Предметно – развивающая среда
Создание условий для реализации развития финансовой грамотности у детей предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе был создан «Центр финансовой грамотности» .
Создание «Центра финансовой грамотности» дает возможность каждому ребенку действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами, развивать познавательную активность. Центр финансовой грамотности содержит : дидактические игры, настольно-печатные игры; лэпбуки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, художественную литературу по теме; российские деньги (банкноты, монеты) разного номинала; деньги разных стран; пластиковые карты; кошельки, копилки; картотеки дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр; картотеки экономических понятий;
Дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно.
Знакомство детей с профессией – это неотъемлемая часть формирования финансовой грамотности. Очень важно научить детей осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом, и тратить их нужно так, чтобы в будущем жить в достатке. Продолжаем знакомить детей с профессиями, которые приносят доход, которую придется выбрать в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги и тратить их.
Беседы-обсуждения, могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Проводились беседы с детьми на темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара.
Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
Сюжетно-ролевые игры
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В играх «Салон красоты», «Магазин», «Аптека», «Банкомат», «Стройка», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Поэтому очень важно использовать и Метод проблемных ситуаций.
Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей.
Дидактические игры.
В дидактических играх «Кем быть?»,», «Что можно купить за деньги», «Что нельзя купить за деньги».», «Дорого-дешево», «Учимся экономить», «Хочу», «Надо»,«Семейный бюджет», «Доходы», «Лото»,«Расходы»уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Сделать экономику понятной помогают дидактические и настольно- пепчатные игры.
Настольно-печатные игры по экономике – это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Монополия» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся рреализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Настольно-печатная игра «Монополия»
Настольная игра по экономике — это своеобразная «школа жизни»
в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит
стратегии и банкротится — без урона для кошелька. К тому же играть
всегда весело. Как правило, для игры не нужна специальная подготовка,
достаточно постоянной тренировки, которая маскируется под увлекательное
времяпровождение. Настольные игры есть самые разные. Каждая из них
может привить определенный навык, включить разные участки мозга,
научить долгосрочному планированию и взвешенным решениям.
Одной из таких игр является игра: «Монополия», с которой мы и решили
познакомить своих ребят. В нее будет интересно играть как детям, так
и взрослым.
Цель игры "Монополия" : сформировать навык экономического мышления и
рационального использования ресурсов.
Аппликация «Моя первая копилка»
Цель: формирование у детей подготовительного возраста первичных элементарных экономических представлений, учить детей самостоятельному изготовлению копилки.
Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство
Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Чтение художественной литературы, которое заключалось в ознакомлении детей со сказками по финансовой грамотности, например «Сказка о пушистом банкире», «Деньги», «Натуральный обмен».
Так же чтение книги «Когда я вырасту, стану.», где детям предлагалось ознакомиться с назначением денег, с желанием и умением их тратить, сохранять бюджет и желанием зарабатывать.
Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает нагляднообразное мышление. В своей работе я использовала цикл мультфильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&feature=emb_title
"У тетушки Совы"
Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw
Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU
Дидактическое пособие Лэпбук «Финансовая грамотность» предназначен для детей 5-7 лет. Одной из задач лэпбука является формирование у детей представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, что деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Содержит в себе следующую информацию : карточки «Что такое деньги»; карточки «История возникновения денег»; карточки «Где хранят деньги»; Российские деньги: купюры и монеты; карточки «Семейный бюджет» ; карточки «Деньги разных стран»;артотека сказок с экономическим направлением; дидактическая игра «Найди пару» (банкноты разных стран).
Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности, было ознакомление родителей с данной темой, где родителям предлагалось заполнить анкету, в которой предлагался ряд вопросов о том, знает ли ребенок, для чего нужны деньги? Как ими пользоваться? О профессиях? Рассказывают ли ребенку дома, откуда берутся деньги, как их тратить и как это делать правильно?
Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек «Финансовая Грамотность вашего ребенка», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Для родителей были сделаны папки с консультациями по финансовой грамотности. «Финансовая грамотность дошкольников. Что это? Для чего?», «Учим ребенка финансовой грамотности».
Мониторинг
В сентябре 2023 учебного года в подготовительной группе была проведена диагностика по финансовой грамотности. В результате выяснили, что у детей экономические знания не достаточно высокие.
Анализ результативности работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволила решить поставленные задачи.
Представленные результаты мониторинга в конце года свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления. Данные убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний.
После проведенной работы прослеживается положительная динамика: у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
Вывод
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.