Марина Шарикова
Формирование духовно — нравственных ценностей через волонтерское движение
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование духовно - нравственных ценностей через волонтерское движение»
Шарикова Марина Константиновна
Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 54»
«Возможность помочь ближнему —
уже сама по себе награда,
и не следует ждать за это благодарности»
(Терри Гудкайнд. «Долги предков»).
Публикация «Формирование духовно — нравственных ценностей через волонтерское движение» размещена в разделах
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Волонтерская активность граждан является важнейшим фактором социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки. Наиболее благоприятным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Детский сад № 54 «Чиполлино» Городского округа Балашиха занял активную волонтерскую позицию. Счастливы те родители, у которых дети здоровы! В отличие от взрослого человека, ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители. А что делать, если ребенок находится в детском доме? У каждого из них по 2-3 диагноза? Эти дети особенные! Они по- иному воспринимают окружающий мир!
Многие из них наделены способностями сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, обладают такими качествами, как доброжелательность, стремление помочь окружающим, заботиться о них. А ведь они, прежде всего просто дети, которые тоже нуждаются в любви, заботе, внимании и принятии их такими, какие они есть. Достаточно посмотреть в глаза такого ребенка: они светятся благодарностью за простое участие, от этого ощущаешь радость не только у них на лице, но и у себя в душе.
Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения.
Главная проблема ребенка, проживающего в детском доме заключается в ограничении его связи с окружающим миром, бедности контактов со сверстниками.
Добровольческая деятельность дает педагогам, родителям и их воспитанникам возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Проект «Маленькие дети – большие дела» возник по зову сердца. На начальном этапе организации проекта в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России. Педагогический коллектив детского сада № 54 «Чиполлино» принял решение по взаимному сотрудничеству и поддержке детей Сергиево - Посадского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей.
Что практически могли предложить педагоги и родители в рамках волонтерской деятельности? Это организация и проведение концертов,
совместных праздников, разучивание игр, изготовление поделок.
С 2016 года мы активно внедряем волонтерскую практику в деятельность детского сада, понимая, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией.
Цель волонтерской работы : создать организацию в детском саду волонтерского движения «Маленькие дети - большие дела», объединив активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Задачи:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей воспитанников детского сада № 54 «Чиполлино»
2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующих в волонтерском движении.
4. Создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в детском саду и распространения опыта работы
Работа в ДОУ ведется в трех направлениях:
1. С детьми:
- этические беседы (дети с умственной отсталостью отличаются своеобразной внешностью и поведением, но мы учим детей с младшего возраста видеть, прежде всего, внутреннюю красоту человека, не обращать внимание на внешние недостатки, не обижать и не дразнить.
- совместная постановка театрализованных представлений, концертов
(воспитанники детского дома становятся благодарными зрителями)
- эстафеты между детьми детского дома и воспитанниками детского сада.
При подготовке к выступлениям большую роль играет создание мотивации. Ведь выступление - это всегда волнение. Незнакомая обстановка, незнакомая публика. Публичные выступления для ребенка – это длинная дорога к вершине, складывающейся из занятия в занятие, из года в год.
В программе совместных мероприятий проводим мастер-классы: плетение из бусин, работа с соленым тестом, изготовление коллажей и многое другое.
В рамках данного проекта дети учатся ценить жизнь во всех ее проявлениях, приобретают навыки содержательного общения, игры со сверстниками, участия в праздниках.
2. С педагогами:
Ведущая педагогическая идея заключается в развитии навыков общественной деятельности у педагогов нашего учреждения посредством участия в волонтерском движении.
3. С родителями
В своей практике мы используем такие формы работы с семьей как :
1. Педагогические беседы с родителями
2. Тематические консультации
3. Групповые собрания родителей
4. Наглядная пропаганда
Спроектированная система волонтерского движения в детском саду позволяет обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогических работников, создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечения семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения.
Сотрудничество с детским домом мотивирует родителей наших воспитанников относиться более внимательно, трепетно к воспитанию своих детей.
Благодаря откликам со стороны родительской общественности состоялись яркие незабываемые встречи:
-Веселые старты;
-Опытно-экспериментальная деятельность;
-«Танцевальный калейдоскоп»;
-«Сказка теремок» на новый лад;
-Мастер-классы;
Посадка цветочной рассады.
Волонтерская деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, добродушие и др.
При совместном сотрудничестве повышается уровень духовно – нравственного воспитания не только взрослых, но и воспитанников детского сада, их родителей, воспитанников детского дома.
В соответствии с современными требованиями развития системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в детском саду - позитивная социализация дошкольников через активную деятельность, в том числе и детей с ОВЗ. Дети приобретают опыт в проявлении социально-нравственной позиции, самоуважение к себе и к окружающим, бескорыстное оказание социально значимых услуг, гармоничное взаимодействие с другими людьми, способными прийти на помощь слабым.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовлены к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно-нравственные принципы!