Волкова Рамиля
Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразовательная работа над темой
1. Тема: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
2. Когда начата работа: 01.09.2022 г.
3. Цель и задачи работы над темой:
Цель: воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.
Задачи:
-воспитывать дружеские отношения между детьми;
-Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
-Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки -сверстников через художественные образы и сюжеты;
Публикация «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
-Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Литература по теме:
1. https://www.maaam.ru/
2. https://www.detskiysad.ru/
3. https://knowledge.allbest.ru/
4. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы»- изд. Мозаика- синтез, Москва, 2013
5. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей
Актуальность выбранной темы
Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которых позже взойдут ростки истинного понимания дружбы. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» - вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.
Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия, что помогает формированию дружного коллектива в целом.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь
- Май 1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.
2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.
4. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
6. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
7. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших
Работа с детьми Сентябрь Дидактическая игра «Найди себе пару».
Цель:развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к героям мультфильма, развивать память детей.
Беседы «Как избежать ссор».
Цель:закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам.
Октябрь Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек».
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть вежливым.
«Вежливая просьба».
Цель: Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому-либо (незнакомцу, близкому человеку, товарищу) в различных ситуациях: на улице, дома, в других местах, развивать познавательный интерес.
«Фея учит вежливости».
Цель:помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
«Добрые приветствия».
Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окружающим.
Чтение рассказов В. А. Осеевой «Волшебное слово».
Цель: познакомить детей с рассказом «Волшебное слово» В. Осеевой.
Дидактическая игра «Мост дружбы»
Цель: содействие сближению детей через игры, развитие у детей коммуникативных способностей, речь.
Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав». Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Ноябрь Беседа «Чего боится ребенок».
Цель: Показать детям причины страха;
• Помочь детям изменить к нему отношение;
• Научить способам преодоления страха;
• Закрепить выражение эмоциональных состояний в мимике (страх, радость).
«Поведение в общественных местах».
Цель:способствовать формированию культурного поведения в общественных местах.
Чтение стихотворения А. А. Кузнецова «Подружки».
Цель:воспитывать внимательное отношения к тем людям, которые в нем нуждаются.
Просмотр м/ф «Последний лепесток».
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов».
Цель:стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. Дружеское отношение к сверстникам. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Декабрь Этические беседы о дружбе : «Вместе тесно, а врозь скучно».
Цель: формирование социальных качеств личности через анализ художественного произведения.
«Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Цель:содействие развитию у детей умения предотвращать ссоры и находить пути решения конфликтных ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.
«Каждая ссора красна примирением».
Цель: формирование доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
«Урок дружбы».
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
«Не будь жадным».
Цель:напомнить детям о жадности и ее последствиях для дружбы со сверстниками.
Дидактическая игра «Цветок дружбы».
Цель: формирование у детей представлений о доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя.
Просмотр м/ф «Мешок яблок».
Цель: познакомить детей с авторской сказкой В. Сутеев «Мешок яблок»;
- учить правильному выразительному чтению;
-Учить детей отвечать на поставленные вопросы и выделять основную мысль сказки.
Творческая игра «Помогаем друг другу».
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, формирование у детей умения сотрудничать.
Январь Этические беседы о взаимопомощи : «Зайчик, который всем помогал».
Цель:
«Умей увидеть тех, кому нужна помощь».
Цель:воспитывать внимательное отношения к тем людям, которые в нем нуждаются.
Что мы понимаем под словом «Этикет».
Цель:Познакомить детей с понятием «этикет».
•Упражнять в навыках поведения на улице, дома, в общественных местах.
•Развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог. •Воспитывать стремление проявлять заботу о других.
«Культура поведения за столом».
Цель: повторить с воспитанниками правила культурного поведения за столом, культуры приёма пищи. Ознакомление с сервировкой стола.
Чтение сказки М. С. Пляцковского «Урок дружбы».
Цель:формировать понятия у детей, что с друзьями надо делиться.
Просмотр м/ф «Просто так».
Дидактическая игра «Поступаем правильно».
Цель:дать детям понятие о плохих и хороших поступках и уметь анализировать их; развивать у детей вежливость и предупредительность Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Февраль Беседа «Моя семья».
Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
«Познакомьтесь – это я».
Цель: формировать умения изучать себя как личность.
«Кого мы называем добрым».
Цель:развивать представлениедетей о добре и зле; о добром человеке и добром поступке; воспитание стремления совершать добрые дела.
Чтение сказки Е. В. Бехлерова «Капустный лист».
Цель:развивать у детей представлений о доброте и помощи нуждающимся на примере рассказа Е. Бехлеровой «Капустный лист».
Дидактическая игра «А что сказали бы вы?»
Цель:совершенствовать понимания детьми многозначности слов, сопоставления их значения.
Просмотр м/ф «Умка».
Цель: Просмотр м/ф «Умка».
Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним.
Цель: Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Март Этические беседы о доброжелательности:
«Добрые дела».
Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям.
«Он сам наказал себя».
Цель: закрепить навыки в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».
«Хорошие товарищи».
Цель:Формирование представления детей о дружбе и товариществе и умение оценить поступки литературных героев.
Чтение рассказа Л. Б. Ежиковой «Крот и его друзья».
Цель:формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба.
Дидактическая игра «Волшебный стул».
Цель:Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Просмотр м/ф «Кот Леопольд». Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Апрель Этические беседы на тему
«Спасибо за правду», «Правда всегда узнается».
Цель:датьдетям понятие о правде и лжи, учить ребят говорить правду.
Чтение стихотворения Н. С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Цель:приобщить детей к чтению художественной литературы; показать нравственно – духовное значение дружбы.
Дидактическая игра «Я хочу с тобой подружиться»
Цель:развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
Просмотр м/ф «Голубой щенок». Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Май Беседы: «Все начинается со слова «Здравствуйте»
«Как мы ведем себя на улице».
Цель:Дать детям представление о речевом этикете.
Дидактическая игра «Назови друга ласково».
Цель: Научить детей быть внимательными друг к другу, замечать в других положительные качества характера.
Чтение рассказа С. А. Баруздина «За обедом».
Цель:воспитание честности у учащихся посредством прочтения произведения художественной литературы.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Кто разбил?», «Варя и чиж».
Цель:вызвать интерес у детей к рассказам Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж» Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай».
Цель:формирование у детей представлений доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя у дошкольников
Игра «Как живешь?»
Цель:развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки, координацию движения.
«Я начну, а вы продолжите».
Цель: научить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Исполнение песни «Настоящий друг».
Цель:Закрепление песни и развитие музыкально – ритмическогослуха.
Рисование на шариках лица друга.
Цель:создать праздничную атмосферу, доставить детям удовольствия в играх с воздушными шарами; развивать двигательную активность; воспитывать дружеское взаимоотношение Конкурсно – игровая программа «Дружба начинается с улыбки».
Работа с семьёй Октябрь Консультации для родителей «Детская дружба».
Цель: сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции
Декабрь Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок».
Апрель Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?».
Самореализация
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете Выступление на педсовете