Марина Валерьевна Крицкая
Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Составил воспитатели:
Крицкая Марина Валерьевна
Медведева Светлана Викторовна.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий, верный друг!
(М. Пляцковский)
Наблюдая за детьми во время общения, нами было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Публикация «Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, мы можем сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в детском возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание
За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские отношения в раннем возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая дружба. Наблюдая за взаимоотношениями «дошколят» в группе, мы отметили, что ребята нарушают правила поведения, поступают часто наперекор требованиям педагога, не знают или не хотят их выполнять. Часто не ориентируются на сверстников, не обращают внимание на их состояние, возникающие трудности, интересы. Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы ребёнок все понял и не ощутил при этом давления взрослых. Как правило, во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением. С этой проблемой столкнулись и мы. Для раскрытия данной проблемы нами была выделена цель и выделены задачи.
Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:
- хочешь играть, попроси разрешения;
- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
- играя, думай, чем помочь товарищам;
- если предложение товарища интереснее, поддержи его и т. д;
Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.
Также необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
Основными условиями воспитания дружеских отношений у дошкольников являются :
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Установлению дружеских отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Например: Наше утро начинается с «Круга пожеланий».
Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой. Необходимо систематически вести работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы :
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов и др.
При формировании и укреплении дружеских отношений детей мы значительную роль отводим игре. Никакая другая деятельность не сможет сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают в нашей работе игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Обязательным компонентом в развитии дружбы дошкольников является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора. Одним из эффективных средств развития дружеских отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.
Эффективным методом формирования дружбы является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека.
Эффективными являются беседы с рассматриванием картин, способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктивная деятельность детей – решение проблемных ситуаций.
Задачи:
1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;
2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
3) формировать умение находить разные способы решения.
Ежемесячно запланированы тематические недели: «Неделя добра», «Неделя вежливости», «НАША ДРУЖБА»,где мы предлагали игровые ситуаций, подбираем худ. Слово, дом. Задания, разучиваем мирилки, пословицы, проводим развлечения, создали плакат «Добро и Зло».(Где дети распределили героев мультиков сказок по признаку умеет дружить или нет герои) ,и т. д.
Содержание предлагаемых тематических недель направлено на формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер.
Немало важную роль отводится работе с родителями (консультации, буклеты, дом. задания, совместные досуги). и тесное сотрудничество со специалистами ДОУ. Также в нашей группе создан «Уголок друга», где ребенок всегда сможет найти себе друга в виде игрушки, если в данный момент ему не хочется общения со сверстниками.
Искусство педагогов, родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.
Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.