МААМ-картинки

Физическое развитие с использованием сказочного сюжета в системе работы по коммуникативному развитию дошкольников

Татьяна Нуянзина
Физическое развитие с использованием сказочного сюжета в системе работы по коммуникативному развитию дошкольников
▼ Скачать +Заказ

В современном мире на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. У детей всё меньше остаётся времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой.

Публикация «Физическое развитие с использованием сказочного сюжета в системе работы по коммуникативному развитию дошкольников» размещена в разделах

На наш взгляд, сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту, повысить потребность в естественной двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок. Такой опыт у нас накопился в процессе работы учреждения в инновационном режиме по теме «Развитие коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности».

Двигательная сказка- это (комплекс) система физических упражнений, объединённых одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.

Использование сказок в физическом развитии создаёт благоприятный эмоциональный фон, позволяет детям достичь эффекта «мышечной радости», радости от танца или игры, содействует созданию положительного психоэмоционального состояния. Все структурные части во время образовательной деятельности можно связать между собой сюжетом сказки, что позволяет плавно переходить от одного вида деятельности к другому, не снижая темпа, тем самым соблюдается моторная плотность. Можно использовать элементы оздоровительных технологий, построенных на сказочном сюжете : самомассаж, пальчиковая и дыхательные гимнастики, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Составлять сказки можно в любой части непосредственно образовательной деятельности: как в целом, так и в отдельных частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений). Это зависит от поставленных задач, формы проведения, подготовленности детей и взрослого. Также двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.

Эффективно в процессе составления сюжета двигательных сказок, предлагать детям различные образно-подражательные движения. Приёмы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например, «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в боки. «Волк идёт с гордой осанкой» - ходьба твёрдым шагом. «Лиса всему краса» - способствует выработке правильной осанки.

Вся работа по развитию двигательного творчества проходит несколько этапов:

На первом этапе в группе воспитателем с детьми проводится определённая работа :

-знакомство с содержанием сказки;

-определяется количество персонажей, их персонажей, их характеристики;

-происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;

-предлагается изменение сюжета сказки;

-соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам.

У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно.

Во время образовательной деятельности по физическому развитию, дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – двигательных сказочных образов, с помощью образно-подражательных движений в игровой форме. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке, можно использовать рисунки или карточки-схемы.

Мы предлагаем в течение месяца работать над одной сказкой, так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и определённых знаний и двигательных умений и навыков от детей.

Этот этап длится в зависимости от навыков и умений детей, от объёма разученных движений-образов, требуемых к той или иной сказке.

На втором этапе инструктор с детьми занимается составлением двигательной сказки, изменяя сюжет знакомой сказки, или придумывая новую сказку. Идёт закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребёнку предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создаётся образная игровая ситуация, это помогает малышам более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Пусть ребёнок попытается придумать варианты. Методические рекомендации развития двигательного творчества.

1. По форме двигательные сказки схожи с краткими образными сюжетными рассказами. В сюжет сказки можно включать разные игры, в том числе игры-эстафеты и спортивные игры. Особую ценность имеют сюжетные игры с большим количеством ролей и, соответственно, возможностями индивидуального появления творчества. Например, игры «Совушка», «День и ночь», «Сделай фигуру» и др.

2. Фабула развития событий, атрибутивные характеристики персонажей, начало и концовки в процессе придумывания двигательной сказки могут изменяться. Это позволяет развивать творческое воображение дошкольников, их композиционное мышление на базе стандартных элементов, а также является моментом проблемного обучения. Например, если волк добрый – как он будет себя вести по отношению к Красной Шапочке, Колобок – хитрый и злой, как обидит лису? Мы имеем в виду не только психологическое опережающее слушание, но и внутреннее предвосхищение, додумывание, достраивание, изменение образов, ситуаций, сюжетов с помощью детей.

3. Можно составлять сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные инструктором, а также самими детьми. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей. Например, Красная Шапочка может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути к бабушке, может перейти речку или перепрыгнуть ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д. Можно предлагать детям изменять характер 1-2 героев. Например, что было бы, если бы Красная Шапочка встретила доброго волка, а Красная Шапочка была очень капризной. После того, как дети усвоят этот приём, можно предложить им ввести в сказку новых героев. Например, Красная Шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки порожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки. При составлении сказок по знакомым сюжетам, можно придумать различные ситуации (старая сказка с новым концом). У сказки может быть как хороший, так и плохой итог. Например, у сказки «Репка» -плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший. Детям предлагается придумать своё окончание к народным сказкам : «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Иными словами, говоря: «сказка-средство формирования интереса к двигательной активности», мы имеем в виду не только творчество детей, но и профессиональное творчество педагогов. Здесь мы в частности, подразумеваем гибкое, вариативное использование предлагаемых нами сказок на физкультурных занятиях в двигательно – игровой деятельности, а также в других видах.

4. Во время сочинения двигательных сказок педагог создаёт условия для реализации потребностей ребёнка, предметно-развивающую среду, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребёнка.

5. Во время придумывания двигательных сказок важно использовать игровые приёмы (путешествие в сказку, визит сказочных героев, сказочные мотивации (сделай как герой сказки, помоги герою и т. д.).

6. Педагог сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, владеть методами стимулирования интереса у детей.

В итоге дети самостоятельно сочиняют небольшие двигательные образы, используют их, показывая своеобразную манеру эмоционально-пластичной выразительности и перевоплощения. Педагог помогает детям в этой работе – он направляет их, предлагает и корректирует новые образы, связывая их с двигательной активностью.

Хочется отметить, что составление двигательных сказок вызывает потребность и желание у детей заниматься физической культурой, создаёт положительный психологический настрой на занятии. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию. И самое главное – дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия.

Публикации по теме:

Фестиваль народных игр как способ вовлечения детей в творческую деятельность Воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад № 36», Город Полевской, Свердловская область Евтеева Ирина Александровна Фестиваль народных игр.

Прогулка и её влияние на развитие детей младшей группыПрогулка и её влияние на развитие детей младшей группы Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие с использованием сказочного сюжета в системе работы по коммуникативному развитию дошкольников
Опубликовано: 27 октября 2014 в 19:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое развитие с использованием сказочного сюжета в системе работы по коммуникативному развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Нуянзина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД