Мирошникова Ирина Михайловна
Феномен лжи в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье, обозначены проблемы в воспитании дошкольника, а именно появление такой проблемы как «ложь». Обозначены определяющие факторы, формирующие это поведение. Ложь в дошкольном возрасте порой может выражаться из-за неумения ребенка, решать какие, либо проблемы в его жизни.
Все чаще и чаще в разговорной речи стали появляться выражения «трудный ребенок», «отклоняющееся от нормы поведение», «гипперактивный ребенок». Зачастую эти высказывания относились к подросткам, но в настоящее время чаще стали говорить и писать об асоциальном в более раннем возрасте; дошкольном и младшем школьном. Детям дошкольникам стали присущи такие черты поведенческих особенностей как; ложь, воровство, ненормативная лексика, физическая агрессия.
Публикация «Феномен лжи в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Следует выделить важнейшую потребность, которая часто проявляется и у детей, и у взрослых и нередко становится основным мотивом лжи — это желание «быть хорошим». Это необходимо большинству людей, чтобы получить больше любви или хотя бы больше внимания от окружающих, в том числе и от родителей (В. А. Сухомлинский). Емельяновой И. В. обнаружено, что доминирующие мотивы лжи для детей 5—6 лет — это не только стремление избежать наказания, что очевидно, но еще и желание не создавать неловкую ситуацию. Иными словами, дошкольника может толкнуть на обман риск стать «виновником» неловкой ситуации.
Когда дети начинают лгать? Есть подтвержденные данные, что большинство детей лгут с дошкольного возраста, причем некоторые дети начинают уже с 2—3 лет. 3—4 лет у детей отмечается мотив умолчания в виде сокрытия значимой информации. Зачастую такой тип лжи в виде недосказанности оценивается детьми как наиболее выгодный, поскольку они не считают это ложью в полной мере, кроме того им не приходится придумывать что-то новое и запоминать. Следует отметить, что до определенного возраста (судя по всему, до 5—6 лет) дошкольники прибегают ко лжи без четкого понимания, что они нарушают морально-нравственные нормы. Только в подростковом возрасте ложь постепенно встраивается в морально-нравственный и ценностный контекст, ребенок начинает осознавать ответственность за свою нечестность.
Сугубо детским проявлением лжи является фантазирование — работа детского воображения, благодаря которому дошкольник может транслировать свои впечатления в реальность, при этом для ребенка характерно, что он не вполне разделяет вымысел и реальность. Большинство психологов считает, что такое фантазирование, где не вполне разделяется вымысел и правда, является нормальным только для дошкольников, тогда как более поздние его проявления должны стать пред-метом интереса со стороны родителей, психологов и даже врачей.
Рассматривая проблему детской лживости целесообразно разграничение «ложь» и «фантазирование». У ребенка нет еще навыка разграничения лжи и фантазий. Для малыша этого возраста сочинительство и ложь не является осознанным действием. Ребенок в это период своей жизни часто сны, персонажей просмотренных мультфильмов, поступки героев из прочитанных книг переносит в реальную жизнь. Он, создавая в силу своих воображений, глубже погружается в игровую ситуацию, из которой порой ему не удается резко вернуться в реальность.
Если понаблюдать за игрой детей, они часто используют предметы заместители – мебель в доме становится и автобусом, и космическим кораблем. Семейные раздоры негативно сказываются на поведении ребенка, придумывание, фантазирование спасает его от нервного перенапряжения. Он погружается в свой придуманный мир, что бы ни быть отвергнутым в обществе. Ребенок выбирает себе роль героя в сообществе, с которым ему хорошо, спокойно и комфортно. В игре непременно малыш борется со злом и становится победителем. Опасность такого развития событий может привести к психоэмоциональному нарушению. Ребенок может уйти от действительности в мир фантазий, важно воспитателю и родителям не пропустить этот факт и помочь ребенку. Не высмеивать, не запрещать ему фантазировать, попытаться войти в его мир с его условиями, постараться переключить его воображение в реальный мир.
Известный российский психолог Алексей Ситников составил довольно полный список из десяти основных причин, которые побуждают и взрослых, и детей ко лжи.
1. Не желание огорчить близких.
2. Защитить тех, кого любят.
3. Оградить свой внутренний мир от нежелательного вторжения.
4. Избежать наказания.
5. Получить выгоду.
6. Казаться лучше.
7. Получить удовольствие (судя по всему, сюда войдет и фантазирование).
8. Защитить свои интересы.
9. Добиться правды.
10. Чувство страха.
В этот список укладываются практически все основные мотивы лжи и детей, и взрослых людей.
Страх присущ в семьях, где существует дисгармония воспитания, где дети имеют такие качества характера как повышенная моральная ответственность, жесткое отношение друг к другу. Ребенок, поставивший цель получить выгоду, используя, ложь, надеется на поощрение (подарок, нежное отношение к себе (не достаток внимания у равнодушных родителей, сострадание (заболел, авторитет сверстников.
Ложь «ради выгоды» обычно встречает в семьях, заискивающих перед детьми, потворствующих. Лгут дети тех родителей, которые получают ребенка «кумира семьи» требует жертв», «сам по себе ребенок» (требует внимание и любовь) и то и другое достигается с помощью обмана. В некоторых ситуациях родители и, не подозревая, дают урок ребенку о допустимости вранья. Говоря с ребенком и поясняя, что врать не хорошо, сам родитель, в присутствии ребенка разговаривая по телефону, говорит, что мужа нет дома, в тот момент кода муж сидит, рядом. В младшем возрасте догадаться лжет ребенок или нет довольно просто. Мы можем только по его внешним повадкам, лицу распознать о его искренности, так как все у него написано на лице. Начиная разборки с ребенком, стоит, задать себе лично вопрос, а причина его лжи, не во мне ли?
Соблюдая следующие правила, возможно, помогут справиться со столь не простой проблемой как ложь у дошкольника :
1. Если родители хотят отучить ребенка лгать, то они должны быть готовы услышать даже самую неприятную для них правду.
2. Объясните ребенку, что, правда, полезна. Люди, говоря правду, живут в согласии только тогда, когда не лгут сами и доверяют своему близкому.
3. Хвалите ребенка за честность.
4. Давайте только те обещания, которые вы в состоянии выполнить.
5. Не обманывайте ребенка, если вы не можете ответить на его вопрос постарайтесь вместе с ребенком найти решение этого вопроса.
6. Не раздавайте угрозы, которые вы никогда не выполните.
7. Предъявляйте требование к ребенку только те, которые ему под силу.
Часто бывает так, что ребёнок сначала говорит неправду, а потом исправляется и признаётся. И часто родители вместо того, чтобы похвалить ребёнка за мужество сказать правду и его признание, продолжают ругать его за то, что вначале он их всё-таки обманул. Он исправился, сделал шаг в правильном направлении, а акцент родители делают всё равно на том, что вначале он сказал неправду. Чтобы потребность во лжи отпала, ребенок должен быть уверен, что близкие люди: доверяют ему и друг другу; никогда не унизят его; встанут на его сторону в спорной ситуации; не отругают и не отвергнут; поддержат в любых непростых ситуациях и дадут хороший совет; если накажут, то справедливо.
Список литературы:
1. Багирова С. В. Работа психолога с детской ложью // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 9-11.
2. Экман П. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи. — Питер, 2017. — 272 с.
3. Фурман И. А. Психология детей с нарушениями поведения. – Владос-Пресс, КДУ. – 2013.
4. Юркевич В. С., Емельянова И. В. Феномен лжи в детском возрасте : амбивалентный подход. Современная зарубежная психология. - 2020. Том 9. № 1. С. 114—124.