Вера Бежерова
Интегрированное занятие «Дымковская игрушка. Роспись юбки Дымковской барышни» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка. Роспись юбки Дымковской барышни.
Цель: Освоение знаний детей о происхождении дымковской игрушки и воспроизведение элементов росписи дымковской игрушки в практической деятельности.
Публикация «Интегрированное занятие „Дымковская игрушка, Роспись юбки Дымковской барышни“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Обучающие задачи:
Продолжать знакомить детей с историей дымковской игрушки и обобщать представления о них. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Учить детей расписывать юбку дымковской барышни по мотивам дымковского орнамента, самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов. Упражнять детей в рисовании элементов дымковского узора (без отрыва, всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой, тычком.
Развивающие:
Развивать диалогическую, монологическую речь. Развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции, восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, аккуратность, интерес к рисованию, умение радоваться красивому рисунку.
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе, желание создавать подобное. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве (легендами). Воспитывать эстетическое восприятие предмета.
Словарная работа:
Активизация: дымковская игрушка, круги, точки, прямые линии, штрихи, волны, кольца, клеточки, ромбы, тычёк.
Материал и оборудование: Магнитная доска, магниты.
Демонстрационный: иллюстрации дымковских игрушек. Образцы силуэтов дымковских барышень с элементами росписи. Презентация (слайды).
Раздаточный: По количеству детей: заготовки дымковских барышень, гуашь, кисти, ватные палочки, тычки, салфетки, стаканчики с водой, клеенки, фартук и нарукавники.
Технические средства: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки, аудиозапись (русская народная мелодия).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изделиями дымковских игрушек (в свободное время, разбор элементов росписи. Рисование элементов дымковской росписи на занятиях.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
Дорогие ребята, я вас приглашаю посетить выставку замечательных умельцев. А что мы там с вами увидим я вам предлагаю отгадать.
Загадка (слайд 1)
А меня из глины лепят,
В жаркой печке обжигают,
Краской белой покрывают.
Красят кисточкой бока
И кружками, и полоской,
Клеткой, точкой украшают,
Чтоб со мной играли дети.
Со мной играет Аня,
Со мной играет Димка,
А как я называюсь,
Угадайте! (Дымка)
Вопрос к детям: (слайд 2)
Воспитатель: Ребята Что вы видите на нашей выставке? Ответы детей
Воспитатель: правильно перед нами разные народные игрушки
2. Основная часть
Рассказ воспитателя:
Приготовьте свои ушки
Это интересно знать
Все о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать
Много лет назад жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково. (слайд3) У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И однажды взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда её лепят из глины. (слайд 4) Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Потом её белят мелом, и расписывают. Так она рождается третий раз. (рассматриваем на магнитной доске иллюстрации с дымковским игрушками)
Вопросы к детям:
Воспитатель:
1. Какого цвета фон у дымковских игрушек? (Белый)
2. Какие элементы мастера используют в своих работах? (круги, точки, прямые линии, штрихи, волнистые линии, кольца, клеточки) А знаете ли вы, что эти узоры означают? (Ответы детей.) Круг и крест - это символы солнца. Зигзагообразные линии или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды
3. Какие цвета используют? (Яркие красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый немного коричневого и чёрного)
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю стать мастерами и самим расписать дымковских барышень.
Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую.
А на ком мы поедем угадайте сами.
Очень стройный и красивый,
С чёлкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овёс умеет ржать.
Прыгнет в воду и огонь
Верный человеку (конь)
Правильно мы поедем на лошадках.
Конь меня в дорогу ждёт (руки за спиной в замок)
Бьёт копытом у ворот. (Поочерёдное поднимание ног)
На ветру играет гривой (Покачивание головой)
Пышной. сказочно красивой
Быстро на коня вскачу
Не поеду-полечу (подскоки с продвижением вперёд)
Там за дальнею рекой (Остановится)
Помашу тебе рукой! (Помахать руками)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Посмотрите, в нашей мастерской находятся заготовки какой дымковской игрушки (Барышни) правильно. Вы теперь мастера и должны сами расписать заготовки. Но сначала я вам покажу как нужно наносить элементы росписи. Я сейчас присяду а вы становитесь полукругом. Расписываем дымковских барышень используя элементы дымковских мастеров (кружочки, точки, штрихи, сетка, кольцо, прямые линии, волна, кольца, клетка, ромбы). Полоски (прямую и волнистую линию, штрихи, клетку) мы рисуем кончиком кисти. Точки можно нарисовать и ватными палочками, а круги штамповками. И цвета у нас будут яркие (красный, зелёный, жёлтый и. т. д.) Но цвета вы выбираете сами так чтобы было красиво. Они должны сочетаться. Если испачкались ничего страшного воспользуйтесь салфеткой. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на свои рабочие места. Закройте глаза представьте каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет, узор, как расположите с чего начнёте. (дети садятся за столы на стульчики, показ воспитателя техники рисования элементов узора)
Открываем глаза:
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять
Кулачки разжали-сжали,
Кулачки разжали-сжали,
Вот и пальчики размяли.
А теперь потрём ладошки.
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
(Дети работают под народную музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ. Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли.)
3. Заключительная часть
Вопросы к детям:
- С какими игрушками мы познакомились? (Дымковскими)
-Какую дымковскую игрушку мы расписали?
- Ребята какие элементы мы использовали для росписи наших барышень?
(кружочки, точки, штрихи, сетка, кольцо, прямые линии, волна, кольца, клетка, ромбы)
-Что было для вас трудно?
-Что было для вас интересного?
- Весёлые стали ваши барышни? Почему?
- Какие вам больше всего понравились? Почему?
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Конь меня в дорогу ждёт (руки за спиной в замок)
Бьёт копытом у ворот (Поочерёдное поднимание ног)
На ветру играет гривой (Покачивание головой)
Пышной. сказочно красивой
Быстро на коня вскачу
Не поеду-полечу (подскоки с продвижением вперёд)
Там за дальнею рекой (Остановится)
Помашу тебе рукой! (Помахать руками)
Молодцы, ребята, справились с заданием. Я смело могу сказать, что сегодня все без исключения работали с хорошем настроением, именно поэтому у вас получились такие красивые барыни. Я думаю, что роль народных мастеров - умельцев вам сегодня удалась! Мне очень