Велиева Мария Александровна
Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления со сказкой»
Аннотация: В статье отражена актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Приводятся аргументы, подтверждающие эффективность народной сказки как средства духовно – нравственного становления личности.
Публикация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления со сказкой» размещена в разделах
Ключевые слова: ФГОС, сказка, нравственное воспитание.
В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, важнейшим условием развития России становится духовно – нравственное становление подрастающего поколения. Определяя сущность этого понятия, мы делаем акцент на гармоническом развитии личности воспитанников, включающем в себя такие качества, как воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, то есть всех тех, которые способны придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Введение ФГОС ставит перед педагогами задачу - обеспечить интересное и насыщенное пребывание детей в ДОО, сделать образовательный процесс мотивированным. В качестве одного из эффективных средств духовно – нравственного воспитания зарекомендовала себя сказка.
Народная сказка является неотъемлемой частью культуры народа, отражением его жизни. Поэтичность, правдивость, остроумие, задушевность русской сказки становится превосходным средством воспитания детей.
Сказка написана доступным языком, именно это позволяет с легкостью донести дошкольникам понятия о добре и зле. Чтение сказок позволяет обогатить внутренний мир ребенка. Благодаря ей формируются основы поведения и коммуникации. Здесь, как нигде отражается вся сущность русского народа: свободолюбие, настойчивость, целеустремленность. В сказке осуждаются такие качества, как жадность, ленность, упрямство и трусость, и воспевается верность трудолюбие и смелость. Народная сказка внушает уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Начинать работать со сказкой целесообразно с раннего возраста. при этом следует обращать внимание на содержание сказок и их доступность для восприятия ребенком того или иного возраста. Малышам подойдут короткие по содержанию сказки, с ярким динамичным развитием сюжета. Важная роль отводится обсуждению прочитанного. Следует спросить, понравились ли детям герои сказки, раскрыть черты их характера совместно с детьми, уточнить главную мысль, заложенную в произведении.
В возрасте 4-5 лет целесообразно использовать более сложные для восприятия сказки : «Лиса и волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. Беседуя по содержанию прочитанных сказок, следует акцентировать внимание детей на оценке поступков героев, умении самостоятельно находить слова и выражения для их описания. При этом ведущая роль отводится воспитателю, поскольку правильно поставленный вопрос мотивирует детей на размышления, развивает умение делать выводы.
В старшем дошкольном возрасте дети способны на более глубокий анализ произведений, им доступны такие произведения: «Лиса и журавль», «Сивка – бурка» и др. В процессе ознакомления со сказками дети учатся определять собственное отношение к героям произведения, аргументировать свой ответ.
В заключение стоит отметить, что мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка. Грамотно организованная работа над народными произведениями позволяет решить нравственные проблемы, развивает в ребенке моральные и волевые качества, погружает его в уютный светлый мир, учит думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой.
Список источников:
Методическая литература:
1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.
Интернет – ресурсы:
2. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» : https://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html