Людмила Вадимовна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В музее дети знакомятся с предметами промысловой деятельности своих предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают выводы о том, что традиции мастерства сохраняются.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» размещена в разделах
Любуясь музейными экспонатами, дети проникаются чувством благодарности и уважением и к тем, кто хранит древнюю красоту – сотрудникам музея. После посещения музея создаю условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дети легко переходят к подражательству и из нужного им материала – глины, пластилина, папье-маше, картона – изготавливают понравившиеся им предметы.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживанием.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, развлечений, досугов и посиделок.
Праздники в детском саду и семье начинаются с осени. Детям предлагаются праздничные развлечения, сюрпризы. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха. Первым таким праздником является – «Прощай лето, здравствуй Осень». С октября начинаются народные календарные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека.
Осенние праздники и развлечения - «Ярмарка», «Осенины», «День национального единства», «Моя родина – Россия». Самым любимым и запоминающимся является масляная неделя и сам праздник «Масленица». Всю неделю идет подготовка, детям на занятиях рассказываются о традициях и обрядах народа, разучиваются масленичные песни, проводятся народные подвижные игры.
Также детям нравятся такие зимние праздники и развлечения – «Прощание с елкой», «Рождество», «Святки», «День рожденье домовенка Кузи», «Зимние посиделки у огонька», «Наша слава -Русская держава», «Защитники Отечества»
Сказки Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Выдающиеся педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры – значит, приобщить его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура – это собрание национальных достижений.
Большое воспитательное воздействие на детей оказывают и малые жанры фольклора. Так, колыбельные песни покоряют их нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички. приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь. В сказках жизненная, правда, народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство не просто композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком нравственных и эстетических идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о красоте человеческой. К. Д. Ушинский писал о сказках: «это первые и блестящие попытки русской народной педагогики…». Сказки развивают личность, ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей, большой мечты. Ведь в народных сказках – предчувствие социального и технического прогресса, мечта о нем.
Большое воспитательное значение произведений устного народного творчества отмечали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский.
«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания», писал А. С. Макаренко.
Конечно же, лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. в русском сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. Точно так же и у других народов имеется богатейший запас сказок. По мере роста ребенка следует переходить к сказкам о человеческих отношениях.
По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления, благоприятных чувств и стремлений. Эстетическое, духовно – нравственное и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активируют поток мысли, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить, словами. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…
Самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов.
Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.
«Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость.» А. С. Макаренко.