Наталья Кравченко
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью, которой я ставлю при работе с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственного воспитания, является воспитание духовно-нравственной личности ребенка. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
При организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников я использую следующие формы работы: совместная организация педагога с родителями православных и фольклорных, церковных праздников, проведение круглых столов, творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания. Так же в своей группе я использую метод проектов, как основное средство патриотического воспитания. Метод проектов развивает познавательный интерес дошкольников к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, Когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. В беседе с родителями, поняла, что у некоторых семей осталась ещё добрая старая традиция рассказывать сказки перед сном. Но в большинстве случаев заменили чтение литературы телевизор и компьютер. Поэтому свою работу по реализации проекта по духовно – нравственному развитию начала именно с возрождения интереса у детей к сказкам. Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам.
Особое место отвожу в группе центру речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки раскраски, иллюстрации, руками детей и родителей изготовлены красочные книжки малышки. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения и с большим удовольствием принимают участие в драматизациях сказок.
Для реализации поставленных задач в проекте использовала различные формы работы: чтение, пересказ, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач, рисование любимой сказки и их героев. По - мимо, обсуждения добра и зла в сказках, веду работу по духовно-нравственному воспитанию – воспитание в детях любви к матери. Провожу цикл мероприятий, это:
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрости;
- провожу беседы о значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней;
- заучиваем стихи о маме, изготавливаем подарки для мам и бабушек.
-проводим совместные мероприятия детей и мам «Мама, мамочка моя» - это мероприятие подчеркивает необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.
Для возрождения интереса детей и родителей к художественному слову использую в своей работе принцип сотрудничества с родителями в совместной проектной деятельности. В данном случаи мама Дианы Дворянчиковой подготовила презентация к сказке «Большая морковка», а мама Кабановой Кристины была руководителем книжной выставки в итоговом мероприятии по данному проекту «Художественное слово».
В своей группе я стараюсь создать все необходимые условия для повышения духовно-нравственного воспитания дошкольников в вопросах православного воспитания, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, стараюсь заинтересовать родителей в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию, это:
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
-экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- знакомлю детей с календарными православными и народными праздниками, и непосредственно принимаем активное участие в проведение некоторых из них: (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха и другие). Особенно дети ждут самого светлого праздника Пасха. И, я веду работу над таким проектом, как «Светлый праздник – Пасха». Для реализации проекта мы совместно с родителями, не только организовываем выставки различных поделок, но и пригласила я маму Трофимова Кирилла, которая расширила знания детей о том, что такое «икона, где их можно видеть?». А сам Кирилл познакомил детей, как нужно вести себя в храме и чем он занимается в воскресной школе. Приобрели детские православные книги.
А итогом работы над данным проектом были вручены грамоты семьям, воспитанников занявшим вторые места в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальным небом освящён наш дом» организованным «Сергиевским историко-краеведческим музеем».
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Данная проблема положила начало совместному проекту с родителями «Как оздоровить ребёнка». Для реализации данного проекта провела семинар практикум с родителями на тему: «Как использовать традиционное и нетрадиционное оборудование, которое способствует правильному формированию опорной - двигательной системы организма ребёнка, развитию равновесия и координации движения. В этом плане родители периодически изготовляют и пополняют спортивный инвентарь, сделанный своими руками: гантели (разной наполняемости, эспандеры, вязаные шарики для игры: «Попади в цель», «Классики» и многое другое. В процессе организации по реализации проекта провожу свою работу с требованиями ФГОС, а именно, я использую разнообразные формы работы: открытые мероприятия с детьми и родителями («Волшебные колпачки», «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»); выставляются консультации в родительском уголке на такие темы как: («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние забавы с ребенком», «Полноценное и правильное питание» и т. д., Родители воспитанников получают полную информацию о проводимых с детьми мероприятиях. В индивидуальных и групповых беседах они часто являются не просто зрителями, а непосредственными участниками, в подготовке и проведении, они выпускают газеты, листовки, буклеты, в которых делятся опытом семейного воспитания. Пример родителей, родительский авторитет для ребёнка-дошкольника – высок. Так, например, итогом проекта был проведён семинар-практикум, на котором родители приготовили свои презентации на тему: «Как закаливаем своего ребёнка».
В данный момент начала проводить работу над проектом: «С заботой о ветеранах», буду знакомить детей с героическими поступками ветеранов Великой Отечественной войны, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма. Семья Дворянчиковых принесли портрет своего дедушки и информационный материал о его судьбе, о боевых его действиях и наградах.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.