наталья шерина
Проект «Дружба народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка»
Проект
«Дружбы народов»
Автор проекта :
Шерина Наталья Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с № 1 «Рябинка»
Кемеровская обл
Пгт Промышленная
2019г.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Дружба народов“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в нашем детском саду был организован фестиваль «Дружба народов мира», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
Описание проекта
Актуальность.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.
При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.
Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.
Россия живёт и развивается благодаря тому, что в ее истории, особенно в трудный ее период, люди, объединялись и побеждали многие беды. Мы считаем, что только благодаря единству народов всегда свершаются великие дела. Народы России живут в единстве не одно столетие. Вместе мы создали великую страну - СССР, победили в Великой Отечественной Войне, вместе мы вышли первыми в космос и вместе мы будем дальше жить и развиваться.
Русские составляют, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, более 78% населения страны и являются этническим большинством. Россия сегодня сохраняет вековой статус многонационального государства. Народы Российской Федерации имеют свои культурные корни, особые и свойственные им пути национального и культурного развития.
Русский народ всегда играл роль собирателя вокруг себя народов и земель, он волей истории оказался центром притяжения всех народов России, создал могучее евразийское государство – Россию.
Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства.
Необходимо совместно предпринять все усилия для борьбы с национализмом, ксенофобией, призывами к насилию и межэтнической розни, которые всегда были и будут миной замедленного действия для российской государственности.
Задача современной государственной национальной политики Российской Федерации состоит в укреплении духовной консолидации многонационального народа России в единую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного и языкового многообразия.
В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.
В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей. Условия российского общества в целом пока неблагоприятны для формирования у детей патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.
Наш поселок Промышленная является многонациональным. В нем представлено множество национальностей. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с поселком с первых дней его строительства.
Население поселка многонационального В этническом составе преобладают русские, проживают татары, украинцы, армяне, чуваши, чеченцы и т. д прочие национальности. За годы совместного проживания в Промышленной сложились традиции взаимного уважения и дружеского общения, мира и согласия между народами. В поселке проводятся национальные праздники и гулянья.
При изучении национального состава воспитанников детского сада были получены следующие результаты: русские – 72,8%, армяне – 6,7%, татары – 6,4%, чуваши– 5,4%, казахи – 4,4%, другие национальности (шорцы, чеченцы, украинцы) – 4,3%.
Меня заинтересовали вопросы:
Как донести до детей особенности многонациональной страны?
Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны для детей?
Можно ли расширить кругозор детей о других нациях посредствам игр, литературы, творчества?
Вывод: В естественных условиях (во время совместной и самостоятельной деятельности, экскурсий, прогулок) не всегда возможно показать и рассказать детям о культуре и традициях народов, проживающих в России. Родители не всегда имеют время, возможность и желание на ознакомление детей с традициями народов.
Так как же познакомить детей с национальным разнообразием нашей страны? Как помочь детям освоить правила толерантного отношения с детьми других национальностей?
Целей и задач проекта
формировать представление о России как о
многонациональном государстве, но единой стране.
формировать у детей чувство толерантности, интереса и
уважения к другим национальным культурам.
воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и
единства с людьми различных национальностей
Задачи:
углублять и уточнять представления о Родине — России;
формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России;
воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
способствовать формирование у детей интереса к народам России;
познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур (национальные костюмы, кухня);
• познакомить детей с разнообразными природно- климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
познакомить детей с традиционными народными подвижными играми, танцами, песнями, народными музыкальными инструментами;
развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
Участники фестиваля:
Дети всех возрастных групп, родители, педагоги.
Фестиваль проходил в рамках тематической недели «Народы разных стран»
Условия реализации проекта :
Данный проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства.
Проект направлен на решение данной проблемы и включает в себя следующие разделы:
• Работа с воспитателями и узкими специалистами;
• Работа с воспитанниками ДОУ;
• Работа с родителями;
Организация детской деятельности:
* Проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми;
* Организация тематических праздников и развлечений;
* Организация тематических конкурсов и выставок детского творчества.
Самостоятельная деятельность детей:
* Организация творческой продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из природного и бросового материала);
* Подбор дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых игр.
Деятельность, осуществляемая в режимных моментах:
* Чтение художественной литературы, тематические беседы;
Работа с родителями:
• Оформление информационных стендов и буклетов;
• Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (помощь детям в создании индивидуальных проектов и в составлении генеалогического дерева семьи);
Организация участия родителей в совместных мероприятиях.
Этапы реализации проекта осуществлялся в три этапа:
I. Подготовительный:
Подбор информации, дидактического материала, составление картотек, о России и странах мира, толерантности, национальном разнообразии, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту.
Подбор конспектов НОД по теме. Подбор презентаций. Сбор материалов для познавательной выставки «Дружба народов». Разработка сценария праздника «Дружба народов».
II. Основной:
. Выставка рисунков «Дружба народов»
Консультации на темы: «Песни. Танцы. Игры народов»
Прослушивание национальных песен, разучивание танцев, игр. Создание игротеки «Народные игры»
Библиотека «Путешествие по странам» (Казахстан, Армения, Россия, Украина, Африка).
Оформление познавательной фото выставки «Дружба народов». Оформление папки – передвижки по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседы, НОД о разных странах, народах, символике, просмотр презентаций
III Завершающий:
На этом этапе состоится подведение итогов: проведено итоговое мероприятие, основанное на совместной деятельности, и носящее закрепляющий характер, развлекательное мероприятие для детей фестиваль «Дружбы народов» и презентация выставки рисунков, и дегустация национальных блюд Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков.
Ожидаемые результаты:
Толерантные, дружелюбные, коммуникативные отношения,
дошкольники знающие культурные традиции разных
народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях
межэтнических отношений;
заинтересованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;
расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду;
• обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях поселка
• У детей сформируется представление о России как о многонациональной стране;
• пополнятся знания о традициях разных народностей;
• сформируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественно- продуктивной деятельности;
• сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.
Формы работы
Родители.
• Консультации на тему толерантности
• Участие в выставке творческих работ (Рисунок «Народы мира»)
• Родительское собрание «Мы разные»
• Изготовление костюмов и атрибутов к итоговому празднику
Дети.
• Беседы (НОД о разных странах их символике, культуры и традиции
• разных народов,)
• Просмотр презентаций, разучивание стихов, песен, танцев,
• поделки, рисунки.
• Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.
• Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу, трафарету «Национальные костюмы», выставка рисунков «Хоровод дружбы».
• Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам, дидактическая игра «Собери мир» (книга - пазл, дидактическая игра «Государственные символы России», Дидактическая игра «Путешествие по миру». Вызвать у детей интерес путешествовать по карте, закреплять знания детей о народах, живущих на нашей планете, знакомиться с подвижными играми разных народов.
• Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В. Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С. Маршака «Всемирный хоровод», Я. Акима «Есть одна планета – сад» и т. д.
Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой разных стран (демонстрация презентаций) :
«Моя Родина – Россия»
«Солнечная Армения»
«Наш друг- Казахстан» и т. д
«Быт и национальность казахского народа»
В России живут люди разной национальности, в том числе и казахский народ"казахи".
-И вот сегодня я вам расскажу об этом славном народе.
-Издавна казахский народ, славился своим гостеприимством. Казахский народвсегда был рад гостям и принимал их радостно и приветливо. Они накрывали на стол разные угощения.
А вы знаете, как называется стол у казахского народа? (Дастархан)
Послушать одну удивительную притчу?
"Давным - давно это было. Одному молодому, красивому джигиту очень хотелось найти своё счастье. Решил он отправиться его искать по всему белому свету. Год за годом он ходил по земле, много прошёл стран и городов. а счастья всё никак не находил. Решил он вернуться домой. А куда идти, где его Родина, никак вспомнить не мог. Пришёл он на камень, повесил голову ниже плеч и горько заплакал. Вдруг перед ним, откуда не возьмись, престал старец и спрашивает:
-О чём печалишься джигит? Ведь ты уже не молод, а всё еще бродишь по свету. Видимо ты чужестранец?
-Где же ты живёшь?
-Я не знаю, где-то далеко-далеко.
-А как зовут твой народ?
-Не знаю.
-Я смогу тебе помочь, если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и традициях своего народа. Растерялся джигит, и не смог вспомнить ничего о своём народе. Подумав немного, он протянул старцу сумку".
Давайте и мы посмотрим, предметы быта, разные картинки из этой красивой дорожной сумке.
- Что это? (сумка).
-Давайте вместе поможем джигиту вспомнить его Родину, традиции и обычаи великого казахского народа.
-"Оржан"-дорожная сумка.
-"Орнек"-орнамент, которым украшен оржан.
-"Торсы"-сосуд для кумыса, айрана.
-"Торсы" сделан из козьей шкуры и напиток остаётся холодным и свежим даже в жару.
-"Кесе"-пиала для чая.
-"Касы"-деревянная ложка.
-"Домбыра", "Кобыз"- народные казахские инструменты.
-Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое.
-Национальное жилище казахского народа-юрта (показывает макет юрты, картинки). Её удобно было перевозить, потому что она складывается.
Казахи - мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт "дастархан" (стол).
-Посмотрите на (картинку) наш "дастархан", сколько всего вкусного приготовлено, это бешбарм, манты, баурсаки, чай, хворост -это всё национальные блюда казахского народа.
Собираясь, за большим дастарханом они любят петь, читать стихи, играть на национальных инструментах, танцевать. И сейчас мы с вами поиграем в национальные казахские игры которые называются -"Такия-тастамак" (тюбетейка-невидимка) и "Куме алу" (подними монету).
На земле много стран, но в какой бы стране не жил человек, он мечтает о мире, о счастье для себя и для своих детей.
Мы живём с вами в России. Мы россияне, мы русские. Наша Родина славится широкими полями, густыми лесами, полноводными реками и трудолюбивым, дружелюбным и хлебосольным народом. Россия – это огромная страна, где живут представители разных национальностей? Да, здесь живут и казахи и татары, и белорусы, и украинцы, и армяне и негры, и русские. И как замечательно, что все они живут в мире и согласии.
Русские, казахи, негры, украинцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Смотрит парень на рябину
Вспоминает Украину.
Немец, Белорус, Мордвин,
Молдаванин и Грузин
Все народности не счесть
Всем в России место есть.
Сегодня надо говорить о дружбе разных народов, о взаимопонимании и уважении. Проникнутся этими чувствами по отношению друг к другу. Мы разные, но живем на Великой земле России и только терпение, взаимопонимание и уважение поможет нам сохранить ее для следующих поколений.
Национальная культура каждого этноса и племени - это красочный узор в уникальном культурном калейдоскопе нашей страны и является её бесценным богатством. Все представители этнических групп России должны беречь и передавать следующим поколениям богатую культуру, уникальный язык и добрые традиции своих предков!
Спасибо всем за внимание! Счастья Вам, мира, добра и радости!