Елена Бортникова
Дошкольное образование в современной цифровой образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
В исторически короткий период — охвативший, фактически, всего два века — мир пережил три промышленных революции. Сегодня мир стоит на пороге четвертой — «цифровой» — революции, а значит, возникает необходимость внедрения новых — цифровых — образовательных технологий.
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», переводит образовательную среду в цифровой формат. «Современный мир всё больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым, соответствовать реалиям современного и будущего мира.
Публикация «Дошкольное образование в современной цифровой образовательной среде» размещена в разделах
Ознакомившись с Нормативно-правовыми основами цифровизации образования в РФ и опираясь на локально-нормативные акты, в соответствии с новыми образовательными стандартами, перед системой образования стоит реализация ключевых задач, которые нашли отражение в нашем проекте, целью которого является обеспечение высокого качества и доступности дошкольного образования, и направленном на подготовку подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.
«Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы педагогической деятельности потребовало разработку модели цифровой образовательной среды на основе современных информационных технологий, которая учитывает все нюансы цифровизации и дает новый потенциал традиционным методам и приемам, а также представляет педагогам новые инструменты для образовательной деятельности.
Особое место в цифровой образовательной среде мы уделили участникам цифрового образовательного пространства : администрации, педагогам, воспитанникам, родителям, сетевым партнерам.
Задачи цифрового образования, стоящие перед педагогами, помогают им в построение индивидуальной траектории развития и обеспечивает возможности профессионального развития и обучения на протяжении всей их профессиональной деятельности.
Этому способствуют и курсы повышения ИКТ компетенции педагога с использование внутренних и внешних ресурсов, и электронный документооборот, способствующий созданию методического кейса, который структурируют работу педагога, и электронная система ВСОКО, позволяющая получить объективную информацию о состоянии качества образования в ДОУ, тенденциях и его изменениях.
Наставничество и стажировка сотрудников в формате «цифры» является инвестицией в долгосрочное развитие дошкольного учреждения.
Участие педагогов в городских педагогических объединениях способствует самосовершенствованию и самореализации в своей профессиональной деятельности.
В рамках региональной стажерской площадки сетевое взаимодействие – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей. Сетевые сообщества в рамках цифровой образовательной среды позволяют делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик и технологий.
Важнейшими задачами образовательной политики в рамках цифровой образовательной среды выступает организация всестороннего партнерства для реализации современной стратегии развития образования. Наше сотрудничество осуществляется по нескольким областям: в области культурной деятельности; в научно-образовательной деятельности; в области патриотического воспитания. Такое партнерство на сегодняшний день активно реализуется и дает свои положительные результаты.
Использование модели обучения позволяет сделать воспитанника активным участником образовательного процесса, что даёт стимул для дальнейшего развития. В результате, мы получаем думающего дошкольника, готового к исследовательской работе, понимающего возможность практического применения полученных знаний, благодаря порталу Информационный центр цифрового образования «Пчёлка».
Этот портал является продуктом нашего проекта и создан на платформе WordPress. Интерфейс портала является кликабельным и мобильным в обращении. Администраторами являются все педагоги. Портал построен по модульному принципу и содержит 10 разделов, а сами занятия разделены на 5 направлений и функционируют в соответствии с программой «От рождения до школы».
Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых в реальной жизни вызывает затруднение.
Используя цифровые технологии меняется динамика занятия. Это способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, креативного мышления.
Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей частью жизни ребенка. Современный учебный процесс не мыслим без применения цифровых технологий. Анимация привлекают внимание детей и способствуют повышению интереса к изучаемому материалу. При составлении описательного рассказа используются опорные картинки в виде слайдовой презентации. При этом нужно помнить, что цифровая образовательная среда является только средством и помощником педагога и не может заменить живого общения.
Использование портала Информационный центр цифрового образования «Пчёлка» на занятиях позволило оживить совместную деятельность, а игровые дидактические задания дают возможность расширить образовательные рамки в формате цифровой образовательной среды.
Электронные образовательные ресурсы способствуют активным физкультурным занятиям и изменяют отношение к собственному здоровью, что приводит к построению деятельности педагога на основе индивидуальных особенностей ребенка. В дошкольной практике охрана жизни и укрепление здоровья детей в цифровом пространстве являются первоочередной задачей дошкольного учреждения. Важным аспектом работы является и участие в проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий. В рамках преемственности дошкольное учреждение формирует осознанный выбор профессий на основе полученных цифровых компетенций.
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в жизнь педагога. Поэтому для работы в цифровом пространстве необходимы информационные источники.
Благодаря внедрению цифровой образовательной среды наше дошкольное учреждение не осталось в стороне. Произошла всесторонняя трансформация воспитательно-образовательного процесса. Создание Google аккаунта поспособствовало активному переводу документооборота в онлайн формат. Происходит автоматизация бумажной работы и административных процессов, что значительно экономит время и упрощает отчетность.
Важным средством поддержанию цифрового информационного пространства портала Информационный центр цифрового образования “Пчелка” является YouTube канал, который расширяет наши возможности в мультифункциональном обучении, адекватном тайминге, отсутствии привязки ко времени, фидбек.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, которая стала важным связующим звеном в организации взаимодействия с семьей.
Дистанционное сопровождение обучающихся, не посещающих детский сад делает образование более качественным и доступным в цифровой образовательной среде.
Родители сами определяют удобное время для занятий, выбирают какой промежуток времени наиболее продуктивен для ребенка, осуществляя индивидуальный подход и возможность свободно обучаться в любой точке мира. Основным условием является доступ к сети Интернет. Пользуясь модулем “Мудрая сова”, родителям доступна онлайн библиотека для чтения и прослушивания художественной литературы.
Опыт работы показывает целесообразность использования данного взаимодействия и, судя по обратной связи, востребован родительской общественностью.
Ведется планомерная работа по сбору методической основы для заполнения двух модулей “Юный Эйнштейн” (работа с одаренными детьми) в рамках работы муниципальной площадки по одаренным детям и “Оранжевое детство” (работа с детьми ОВЗ) в рамках взаимодействия с Мичуринской местной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей "Вера"."Надежда"."Любовь".
Своим опытом практической работы педагоги дошкольного учреждения поделились в ходе семинара в формате городского педагогического объединения.
Сегодня использования цифровых технологий - это не инструмент, а среда существования, которая открывает новые возможности для подрастающего поколения.
Нацеленность на инновации, развитие в ногу со временем, пошаговая и всесторонняя подготовка детей к следующим жизненным этапам- эта одна из главных задач нашего дошкольного учреждения.
Завершить работу над проектом планируется к 2025 году. Он будет способствовать развитию творческой инициативы в цифровом пространстве всех участников образовательного процесса, что продолжит создавать положительный имидж дошкольного учреждения.