Елена Барабанщикова
«Дом, открой свою тайну». Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми подготовительной к школе группы
Цель: продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.
Задачи:
1. Формировать навыки творческого конструирования. Закреплять умение скручивать лист бумаги в трубочку. Действовать по шаблону.
2. Развивать: внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук; совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой; умение экономно расходовать материал.
3. Воспитывать познавательный интерес к истории своего народа; воспитывать самостоятельность при использовании полученных знаний.
Публикация «„Дом, открой свою тайну“, Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Материалы: презентация о музее-деревне «Малые Карелы»; цветная бумага, клей, карандаши, салфетки, ножницы, картон для основы дома, звукозапись «Светит месяц». Макет деревянного дома.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, где мы с вами живем?
Дети: в городе.
В: верно. А какие дома есть в нашем городе, из чего они сделаны? Ответы детей.
В: кто из вас бывал в деревне и какие там дома? Ответы детей.
В: верно, дома разные, построены из разных материалов. А как появилось название – деревня? Ответы детей.
В старину дома на Руси строили из дерева, так как лесов много и и это был самый доступный строительный материал. Тепло и уютно жилось в деревянных избах. Но человеку мало только удобства, душа каждого из нас стремится к красоте. Поэтому избы всегда были нарядными. Я приглашаю вас в путешествие, далеко на Север нашей страны в Архангельскую область, в музей-деревню «Малые Карелы».
Дети смотрят презентацию «Малые Карелы». При просмотре воспитатель обращает внимание на то, как украшены крыши и окна домов.
В: скаты крыш, наличники и ставни мастера украшали деревянными узорами, которые искусно вырезали по дереву. Этим постройкам более двух столетий. И они представляют историческую и культурную ценность для нашего народа, поэтому в этом месте и организован музей деревянного зодчества.
Ребята, вы обратили внимание на природу, где расположена эта деревня?
Д: Оно красивое, лес, река. Много зелени вокруг.
В: прежде, чем начинать строительство нового дома, наши предки тщательно выбирали место для него. А уж если выбрали, садились, оседали там. Слышите, как из слова «сели», рождаются слова «село», «соседи»? Это те, кто сели рядом.
Я принесла вам макет деревянной избушки. Далее беседа сопровождается рассматриванием макета дома. Для строительства домов выбирали большие сосны и ели, стволы которых были прямыми и крепкими. Очищали их от веток, коры. Бревна составляли между собой очень плотно, так, что щелочки не видать. Все делалось с помощью одного инструмента – топора. Есть и пословица – не взявшись за топор – избы не построишь.
Ребята, посмотрите на крышу избушки. Крыша, ребята, это небесный свод. Два ее ската сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня. Получался конек. Конь, как и птица, древний символ солнца. Скаты крыши очень напоминают крылья. На причелинах – волнистый резной узор. На концах причелин – солнышко. Знак солнца сияет-сверкает и на резном «полотенце». Некоторые слова вы слышите сегодня впервые. Но если мы вспомним уже знакомое нам слово «чело», то вы легко запомните и поймете слово «причелина». Стоят избы и как бы красуются друг перед другом. Располагались они всегда «лицом» к дороге.
Сегодня, мы с вами построим макет фасада деревенского дома из бумажных бревнышек. Но перед работой нужно хорошенько размяться и набраться сил.
Физминутка
«Я хочу построить дом» (С сопровождением движений)
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял,
Чтоб на травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок,
Солнце было, дождик шел,
Чтоб тюльпан в саду расцвел.
В: приступаем к работе. Бревнышки будем скатывать из бумаги на карандаш и склеивать. Наклеивая бревнышки на лист картона друг над другом, сложим стену дома, вырежем фронт в виде треугольника. Причелины для крыши украсим сквозными узорами, сложив полоски несколько раз. На следующем занятии вырежем и приклеим окно с нарядными ставнями. Приступайте. А чтобы вам было веселее работать, я включу вам русскую народную песню «Светит месяц.»
Самостоятельная работа детей.
Итог.
В: потрудились мы на славу! Нужно отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика.
Ладошки вверх, ладошки вниз,
А теперь, на бочок и зажали в кулачок.
Стук, стук, стук, стук!
Раздаётся громкий стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для зверят.
Вот с такими стенами,
Вот с такою крышею,
Вот с такими окнами,
Вот с такою дверью
И с таким замком.
Взяли ключик, повертели, покрутил.
Постучали тук, тук, тук.
И открыли дверь для себя и друзей!
Размещайте свои дома в ряд, полюбуемся. Что у нас получилось? Улица. Рассматриваются детские работы, обращается внимание на аккуратность и оригинальность украшения причелин.
В: Что нового вы сегодня узнали? В какой деревне побывали, что нового и интересного увидели? Какие новые слова сегодня услышали? Что было трудного в исполнении задания?
Ответы детей.