Ольга Зеберова
Проект «Дидактические игры для формирования представлений о животных и птицах у воспитанников младшей группы своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Дидактические игры для формирования представлений о животных и птицах у воспитанников первой младшей группы своими руками»
Санкт-Петербург
2022
Актуальность проекта заключается в том, что дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически грамотного отношения к природе.
Публикация «Проект „Дидактические игры для формирования представлений о животных и птицах у воспитанников младшей группы своими руками“» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- В мире животных. Проекты
- Дидактические игры
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Дидактические игры и пособия
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы. Проекты
- Темочки
В дошкольном возрасте необходимо заложить первые ориентиры ребенка в мире животных и птиц, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными и птицами, бережного отношения к ним.
Мир животных и птиц необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Очевидно, что наиболее доступным для детей является знакомство и наблюдение за домашними животными и птицами. Домашнее животное в семье – важный фактор воспитания подрастающего поколения. Общение с животными положительно влияет на детей, делает их добрее, мягче, будит в них лучшие чувства. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка.
Дети раннего возраста еще в недостаточной степени имеют представления о животных и птицах, их среде обитания, об образе жизни, повадках, питании. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления детей о животных и птицах, развить речь, творческие способности.
Цель проекта : разработать систему работы с использованием самостоятельно изготовленных дидактических игр как средства развития представлений о животных и птицах у воспитанников первой младшей группы.
Задачи проекта :
познакомить детей с миром птиц и животных;
подобрать материал, который будет соответствовать программному содержанию по развитию представлений о животных и птицах в соответствии с требованиями ФГОС ДО для воспитанников раннего возраста;
создать дидактические игры, направленные на формирование представлений о животных и птицах у детей раннего возраста;
учитывать индивидуальные характеристики каждого ребенка.
Для реализации поставленных нами задач был разработан паспорт педагогического проекта.
Паспорт педагогического проекта
Участники проекта : воспитанники, родители, воспитатель.
Адресация проекта : Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми раннего возраста и их родителями.
Проблема проекта Формирование представлений о животных и птицах у детей раннего возраста является важной программной задачей в соответствии с целевыми установками ФГОС ДО, однако традиционные методы и инструменты их развития не всегда являются эффективными. В частности, на практике еще не до конца исследован вопрос о возможности использования дидактических игр для решения указанной задачи, несмотря на их доказанный педагогический потенциал в вопросах познавательного развития дошкольников.
Проблемный вопрос проекта
«Каким образом эффективно и познавательно познакомить детей раннего возраста с миром животных и птиц?»
Цель проекта Формирование представлений о животных и птицах у детей раннего возраста. Разработка картотеки дидактических игр, направленных на формирование таких преставлений у дошкольников.
Задачи проекта Задачи для детей :
-участвовать в дидактических играх
-заниматься продуктивной деятельностью по теме проекта совместно с воспитателем или родителями;
-посетить с родителями зоопарк или зоологический музей;
-участвовать на итоговом родительском собрании,
- рассказать о своих впечатлениях.
Задачи для педагога:
-создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей при ознакомлении с миром животных и птиц;
-организовать и провести родительское собрание перед началом
- проекта познакомить детей с животными и птицами родного края,
-способствовать умению детей показывать части тела животного или птицы, определять места проживания, отличать домашних животных и птиц от диких;
-сформировать представления о местах и условиях обитания домашних и диких животных и птиц;
- развивать способность практически применять полученные знания в различных видах деятельности;
-развивать самостоятельность в волнении дидактической и игровой задачи в ходе участия в дидактических играх о животных и птицах;
-способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
-создать картотеку дидактических игр о животных и птицах для родителей и детей;
-провести итоговое родительское собрание по итогам проекта.
Задачи для родителей:
-чтение художественной литературы (стихотворений, сказок, рассказов) о животных и птицах, совместные дидактические игры;
-при желании и возможности родителей посетить зоопарк или зоологический музей;
-помочь воспитателю в выборе информации и пособий по животному миру и миру птиц;
-участвовать в итоговом родительском собрании
Сроки реализации март - апрель (Среднесрочный) 4 недели.
Вид проекта Информационно-практико-ориентированный, творческий.
Продукт проекта Картотека дидактических игр о животных и птицах для родителей и детей
Ресурсы проекта Технические : компьютер, проектор, экран;
Особенности проекта Проект направлен на мотивацию детско-родительского сообщества для расширения и обобщения представлений детей о животных и птицах.
Итоги проекта
Создание картотеки дидактических игр о животных и птицах, презентация проекта на родительском собрании.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Создание развивающей предметно –пространственной среды.
2. Организация прогулок, занятий, игр, бесед.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся формирования представлений о животном мире (анкетирование по проблеме).
II этап. Реализация проекта.
1. Консультации для родителей: «Роль дидактической игры дома и в детском саду», «Материал для закрепления знаний ребенка на тему «Дикие животные», «Домашние животные и их детеныши».
2. Дидактические игры : «Домино», «Мемори», «Найди пару», «Найди тень», «Мама и малыши», «Кто это и где живет?», «Кто, где живет?», «Кто, что ест?», «Чей хвостик» (картотека).
3. Отгадывание загадок.
4. Художественное творчество:
рисование: «Заинька», «Лисичка-сестричка», «Мишка-мишенька-медведь»;
лепка «Серый волк»;
аппликация «Котик».
III этап. Заключительный.
Таким образом, мы предполагаем, что реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления о животных и птицах, их строении, среде и условиях обитания и проживания. Будет дополнена развивающая предметно-пространственная среда : оборудован центр природы, подобрана методическая и художественная литература. Подготовлены материалы к дидактическим играм, разработаны консультации для родителей. Повысится компетентность родителей в вопросах, касающихся использования дидактических игр для формирования представлений о животных и птицах у детей раннего возраста.
Вывод: в нашем проекте для детей по формированию представлений о птицах и животных средствами дидактических игр, будут использованы все доступные формы и методы работы. Реализация будет проводиться комплексно.
Продукт деятельности:
1. Конкурс детских рисунков: «Кто живет у нас в лесу?».
2. Викторина «Что мы знаем о зверятах?».
3. Картотека дидактических игр о животных.
4. Обработка результатов по реализации проекта.
6. Интерактивная презентация с интерактивной игрой «Путешествие на птичий двор».
Приложение 1
Картотека дидактических игр о животных
Домино
Цель игры : закрепить знания детей о разных животных; правильно их называть и подбирать парные изображения: мишка, собака, ежик.
Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровое действие: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка.
Мемори
Цель- развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Задачи:
1. Расширить объем зрительной памяти и внимания
2. Формировать свойства внимания- объем и распределение.
3. Учить работать в команде.
Рекомендуемый тип занятия – индивидуальные, подгрупповые формы занятий.
Ход игры. Педагог раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, воспитанники смотрят и запоминают, затем они отворачиваются, а педагог переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый воспитанник открывает по очереди по две карточки, если они совпадают, то забирает себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.
Для запоминания карточек дается примерно 10 секунд.
Вариант игры - постепенно сокращать время для запоминания картинок.
Найди пару
Цель игры :
- закрепление умения различать и называть животных;
- повторение названий животных;
- закрепление понятия один-много;
- развитие внимания, мышления и усидчивости.
Задачи:
- неречевые – развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения;
- речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи;
- педагогические – закрепление понятий по лексической теме “Животные” - номинативный словарь, обучение вежливости, доброжелательности, игровых навыков, умение слушать других.
Оборудование:
- карточки с домашними животными;
-карточки с дикими зверями.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребятки, послушайте, что я вам сейчас расскажу о животных с картинок. Кратко рассказать детям о домашних и диких животных.
Начинаем игру с 2-3 карточек, постепенно увеличивая количество карточек.
Найди тень
Цели: учить находить заданные силуэты.
Закрепление знаний детей о животных. Развитие внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной памяти, мелкой моторики, речи, логического мышления. Развитие приемов зрительного наложения.
Оборудование: Карточки с изображением животных. Карточки с изображением теневых силуэтов.
Ход игры:
1 вариант:
Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением животного и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.
2 вариант:
На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень животного и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).
Задайте малышу дополнительные вопросы: Как называется то или иное животное? Какого оно цвета?
Мама и малыш
Цель: Расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах.
Задачи:
1. Развивать умение различать домашних и диких животных.
2. Развивать умение соотносить животных и их детенышей по внешнему виду.
3. Развивать словарь детей, используя звукоподражания и названия животных.
Оборудование: Дидактическое пособие «Мама и малыш»
Ход иры:
Воспитатель показывает карточку с изображением собаки.
Воспитатель : как зовут детеныша собаки?
Дети: щенок
Воспитатель : найдите карточку с изображением щенка.
Дети находят карточку с изображением щенка.
Воспитатель : Посмотрите на собаку и на щенка. Собака большая, а щенок?
Дети: маленький
И т. д.
Кто это и где живет
или где живут дикие звери и домашние животные.
Цель игры : Закреплять знания детей о диких и домашних животных и птицах, местах их обитания. Развивать представления детей о том, какие звуки издают домашние животные и лесные звери и уметь звукоподражать им. Расширять представления детейо месте обитания зверей в лесу: белка живет на дереве в дупле, заяц прячется под кустом и т. д. Также о домашних животных и птицах : корова, лошадь, коза живут в сарае, а пасутся на лугу;свинья живет в хлеву; собака сидит в будке; кошка сидит на окошке; куры, утки, гуси гуляют на птичьем дворе. Обогащать словарный запас детей новыми словами и словосочетаниями данной тематики, закреплять ранее известные слова.
Подготовка к игре:
игра состоит из 2 полей - изображение леса и деревенского подворья и наборов животных и птиц, карточки или пособия с описанием животных. Перед началом игры воспитатель с ребятами вспоминают пройденный материал.
Ход игры : ребенок берт из коробки фигурку животного, рассказывает, кто у нег и где он обитает, ставит на нужное поле.
Кто где живет
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширять словарный запас (собачья конура, гнездо ласточки, беличье дупло, муравейник муравья). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
Развивающие: Формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти.
Воспитательные : Формирование интереса к природе, бережное отношение к природе, животным.
Ход: В игре принимают участие двое и более детей. Дети ставят картинку с изображением жилища, под картинку с соответствующим животным. Ведущий открывает карточки с животными, а у каждого игрока своя карточка с домами, а игроки забирают себе те, что им подходят. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Пчела живет в улее
Птица в гнезде
Муравей в муравейнике
Белый медведь на севере
Рыбка в аквариуме
У паука дом паутина
Сделано: из спичечных коробков обклеенных цветной бумагой и закрашены гуашью, цветные картинки вырезаны и наклеены клеем.
Кто что ест (прищепки)
Цель:
• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;
• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;
• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Задачи:
Создать условия для активизации словаря ребенка, развивать способность анализировать, закрепить знания по темам “Дикие и домашние животные”. Развитие у детей зрительного анализа изображений предметов. Развитие мелкой моторики рук. Закреплять умение различать и называть животных.
Необходимый инвентарь: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (поделенный по секторам).
Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками животных и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.
Чей хвостик
Цель.
Развитие познавательного интереса.
Задачи.
-Учить правильно называть животных, части тела животного, узнавать известных зверей по неполному изображению (без хвоста).
-Побуждать детей дифференцировать животных по окраске, внешним отличительным признакам.
-Обогащать словарный запас, активизировать понятия «большой», «маленький».
-Развивать способность концентрировать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь.
Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям карточки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвостик.