Меликова Елена Викторовна
Консультация для родителей «Девиантное поведение»
Дети с девиантным поведением.
Девиантное поведение (deviation — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся в обществе. Проблема агрессии ребёнка является одной из наиболее острых в современном обществе. Родители приходя в дошкольное учреждения жалуются педагогам на их повышенную агрессивность их ребёнка, раздражительность, не желание заниматься, нет усидчивости, постоянные конфликты со сверстниками. И нужно выбрать средства педагогического воздействия на данную категорию детей. Ведь для успешной деятельности ребенка в детском саду,а в дальнейшем обучении в школе, необходимо оптимальное состояние познавательных функций—внимания, памяти, мышления. Ведь такие дети, пришедшие в детский сад не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления, неуверенность, агрессивность.
Публикация «Консультация для родителей „Девиантное поведение“» размещена в разделах
С самого рождения ребёнок попадает в общество. На развитие ребёнка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи у детей бывают разными. В зависимости от состава семьи, от отношений взрослых друг к другу, ребёнок формирует свои взгляды, строит свои отношения со сверстниками. В семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что можно делать, а что нельзя, что такое хорошо, а что плохо; приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями своей семьи, именно в семье закладываются основы нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности, подражание своим родителям.
Ведь дети с таким поведение не только живут в асоциальных семьях, но и в благополучных-это дети гипероопекаемые,которым всё дозволено.
Исследователи отмечают, что в последние годы большая загруженность родителей, становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды. Когда он долгое время находится один со своими радостями и проблемами, обидами.
Большое значение имеет именно педагогическая работа воспитателя c детьми девиантного поведения. Особенности работы с девиантным поведением заключаются в том, что существует ряд правил, соблюдение которых значительно повышение эффективности работы: принимать ребенка таким, какой он есть; при предъявлении ребенку требований, необходимо учитывать не только собственные педагогические желания и стремления, но и на возможности ребенка; постоянно расширять кругозор ребенка; включение ребенка в совместную деятельность с другими детьми коллектива, важно корректно акцентировать внимание на значимости ребенка в выполнении задания (решения задачи, разрешения ситуации и т. п.); игнорирование несущественных проявлений агрессивности, не фиксировать на них не только свое внимание, но и внимание других детей; при работе с ребенком с девиантным поведением проявлять терпение; не лениться объяснять ребенку сложные и непонятные для него моменты, даже если он спрашивает несколько раз; поощрять за нормальное и хорошее поведение
Работу c такими детьми нужно проводить ежедневно, на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками); вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры, познавательные кружки, в трудовой деятельности: работа в уголке природы, труд в спальнях, работа в огороде. Проводить с детьми индивидуальные беседы на различную тематику.
В своей работе воспитатель должен уделять постоянное внимание каждому ребёнку. При общении с детьми необходимо построить доверительные отношения. Воспитатель должен понимать, что, разговаривая с ребёнком c «высоты», ребёнок может чувствовать свою зависимость от взрослого и неравенство. Поэтому, разговаривая с ребёнком,надо приседать перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза». Необходимо всегда называть воспитанника по имени. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараться помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, нужно подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок. В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.
У детей с девиатным поведение занижена самооценка, узкий кругозор, скудный словарный запас, ослаблены все познавательные процессы.
Необходимо использовать такие технологии-арт-терапия. Через рисунок, сказку, игру- ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, и творческих способностей.
Сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Учить детей составлять сказку на предложенную тему, изображать ее на бумаге, передавая особенности, характер героев сказки (злой, добрый) в результате у детей развивается творческое воображение. Учить ребенка сочинять продолжение сказки, придумывать новые сказки своего сочинения.
Песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук).
Для таких детей необходимо разработать план работы, чтобы повысить мотивацию к учебному процессу, к занятиям, пробудить y детей желание заниматься. На занятиях выяснить почему ребёнок не может справиться с тем или иным заданием. Помочь разобраться c не выполненным заданием.
Однако выявление причин и сути феномена агрессивного поведения ребенка не может само по себе решить проблему агрессивности, здесь необходимо целенаправленное педагогическое воздействие. Еще В. П. Кащенко, выдающийся русский врач и педагог, обративший внимание на возможность исправления недостатков характера у детей и подростков, показал необходимость использования достижений педагогических и психологических паук для коррекции характера. Ему принадлежит мысль об интеграции усилий врачей и педагогов в лечебно-педагогическом воздействии на подобных детей. Ученый выделял две большие группы педагогических методов проведения коррекционной работы с детьми: общепедагогические и специально-педагогические. К первой группе относятся: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха: трудотерапия; действия при сильном возбуждении, в основе которых лежит образец поведения взрослого человека, силой своей личности помогающего ребенку справиться с состоянием аффекта, и др. Метод игнорирования, например, дает эффективный результат по отношению к детям, которые проявляют чаще всего вербальную агрессию. Трудотерапия помогает выработать усидчивость, работоспособность, выдержку, которой часто не хватает детям с агрессивными тенденциями. Из этого следует, что детей с дивиантным поведением обязательно привлекать к труду. Это дежурство по группе, сервировка стола, летом коллективный труд на приусадебном участке, помощь воспитателю.
Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным. Выделяют различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую.
В работе с семьёй, можно использовать такие методы как:
Работа со специалистами (психологами)
Воспитатель должен помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
ребёнок всегда должен быть выслушан.
использовать на занятии как можно больше наглядности, игровых моментов, физкультминуток;
ребёнок должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими.
учитывать на занятиях индивидуальные особенности девиантного ребёнка : скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т. п. ;
не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.