Лариса Перевалова
Опыт работы «Детское и детско-родительское проектирование в формировании познавательной активности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная со среднего возраста в работе воспитателей нашего детского сада широко практикуется детская и детско-родительская проектная деятельность по различным областям дошкольного образования. Авторами и идеологами проектного метода выступают Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатри, а в России метод реализовывался С. Т. Шацким и затем А. С. Макаренко.
Публикация «Опыт работы „Детское и детско-родительское проектирование в формировании познавательной активности у дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Метод проектов предполагает созданий условий, при которых воспитанниками совместно со взрослыми (воспитателями, родителями) или самостоятельно (в старшей группе) охотно приобретаются недостающие знания из разных источников. Создание проблемных ситуаций и постановка поисковых вопросов стимулирует у детей любознательность, самостоятельный (или с помощью взрослых) поиск информации, выдвижение гипотез и предположений.
Метод проектной деятельности успешно применим практически во всех образовательных областях развития детей. Приведем примеры наиболее интересных и эффективных практик применения проектного метода, реализуемых в нашей группе.
В направлении социально-коммуникативного развития уделяется особое внимание проблеме развития нравственно-патриотических чувств у дошкольников, что является одной из основ их социально-личностных отношений в окружающем мире. Работа по данному направлению начиналась уже с младшего и среднего дошкольного возраста.
С целью воспитания любви и уважения к своему городу, краю, стране, приобщения детей к гражданской принадлежности и воспитания у них нравственно-патриотических чувств были разработаны и реализованы краткосрочные проекты, выставки, мини-музеи.
Началом этому было воспитание любви и уважения к своей малой Родине: к своей семье, своим близким, дому, улице, детскому саду (детско-родительские проекты «Как я помогаю дома», «Наши папы – лучшие защитники», фотовыставка «Родные люди», творческая выставка «Бабушкины руки» (рукоделие бабушек, альбомы «Герб семьи», «Мой дом – моя семья», музей семейных традиций и памятных фамильных вещей, участие в акции «Детский сад – цветущий сад» (дети вместе с родителями помогали сделать территорию детского сада еще более красивой и цветущей).
В старшей группе добавилась проектная деятельность по теме «Детство с Новосибирском», в рамках которой были реализованы групповые детские и детско-родительские проекты по изучению достопримечательностей города и своего Октябрьского района. Дети самостоятельно и совместно с родителями представляли свои проекты на мероприятиях разного уровня (групповых, ДОУ, районных, где рассказывали об истории, геральдике, символах, традициях и достопримечательностях города, его выдающихся жителей, а также об интересных местах своего района, их истории и значения в жизни людей. Подобная проектная деятельность развивает кругозор и обогащает личный опыт детей.
Помимо этого, в группе совместно с детьми был оформлен фотоальбом «Наш город – Новосибирск» с достопримечательностями города.
В дальнейшем совместными усилиями детей, родителей и педагогов был создан макет «Моя и твоя Родина – Россия» по тем городам России, где побывали дети. Была организована тематическая выставка «Культура народов России и СНГ» (символика, традиции, народные костюмы, что позволило детям познакомиться и расширить свои знания не только о малой, но и о своей Родине в целом.
В направлении познавательного развития и расширения знаний о мире природы в группе был разработан и реализован долгосрочный детско-родительский проект «Природа и я». Он рассчитан на углубление, закрепление и обобщение знаний детей (в совместной деятельности с родителями) по изучению объектов живой и неживой природы.
Промежуточным результатом проекта «Природа и я» была выставка поделок и рисунков из объектов неживой природы, организованная совместно с родителями, созданы модели-карточки неживой природы и фотоальбом из объектов и явлений из неживой природы.
Продолжением реализации данного проекта стали подготовленные вместе с родителями и представленные самостоятельно в группе устные презентации детей по объектам живой природы – растения, звери, птицы. Наглядным итогом всего проекта стали собранные в группе совместно с воспитателем художественно-творческие альбомы «Животные нашего края», «Птицы нашего края», «Стихи о птицах».
Еще одним успешным и интересным примером детско-родительской деятельности было их совместное участие в создании выставки «Космос и мы», посвященной Дню космонавтики, на которой дети презентовали свои космические поделки, придуманные и изготовленные вместе с родителями. Помимо этого, в домашних условиях дети с родителями разрабатывали и создавали космическую атрибутику, которая в дальнейшем применялась в сюжетно-ролевых играх непосредственно в группе детского сада.
В направлении речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников проектная деятельность также находит широкое применение:
• готовились и представлялись детско-родительские проекты «Зимние явления», «Книга стихов и загадок о зимующих птицах»;
• в рамках проектной деятельности в группе создавались такие альбомы как «Профессии искусства», «Музыкальные инструменты», «Образ птицы в детской литературе», «Какого цвета осень?»;
• совместная проектная деятельность детей и родителей позволила создать выставки поделок на тему «Спорт, спорт, спорт», плакаты, коллажи на тему здоровьесбережения и по разным видам спорта, фотоальбомы «Мои занятия спортом», «Спорт в моей семье».
Опираясь на представленный опыт применения проектной деятельности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, важно отметить, что основным условием для достижения ее положительных и эффективных результатов является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. В процессе совместной детской-родительской и самостоятельной деятельности дети учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая индивидуально и в различных группах; развивают исследовательские навыки (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, анализ, обобщение); развивают системное мышление и умение последовательно и логично излагать свои мысли. Такой комплексный подход способствует формированию цельной и разносторонне-развитой личности дошкольника.