Слюсарева Людмила Александровна
Детский мастер-класс как форма организации детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей:
Тема: «Детский мастер-класс»-форма организации детской деятельности»
Автор: воспитатель Слюсарева Людмила Александровна
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму»
(Конфуций)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п. 1.4.)
В процессе приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира) приобретение культурных умений при взаимодействии со взрослыми, другими детьми и в самостоятельной деятельности в предметной среде ребенок овладевает культурными практиками.
Среди образовательных практик, направленных на социализацию, на реализацию творческого потенциала детей дошкольного возраста, как одна из инновационных, выделяется деятельность- наставничество, в ходе которой ребенок имеет возможность проявлять инициативу и самостоятельность в процессе выбора различных вариантов проявления своих интересов.
Деятельность- наставничество в дошкольной образовательной организации помогает старшим дошкольникам ощутить себя «старшими» и «нужными». Рассматриваемая деятельность способствует развитию у наставников- дошкольников ощущения «взрослости», на основе чего у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач в продуктивных видах деятельности и общении. Дошкольники, принимающие участие в деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.
Технология «Детский мастер- класс» - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта.
В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. В данном случае образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка.
Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.
Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения в области художественно-эстетического направления, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Организуется детский мастер-класс 1 раз в неделю детьми, которые прошли обучение по направлениям:
торцевание–
кинусайга
айрис фолдинг
папье-маше
скрапбукинг,
квиллинг
мультипликация, для ребят старших групп.
Перед проведением каждого мастер-класса мы с ребятами определяем, кто из ребят будет показывать и обучать других детей, оговаривается план работы, этапы выступления и его содержание, необходимые материалы.
Обязательно продумываем, как необходимо расположить, всё для совместной работы участников мастер- класса. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. Главное, чтобы ребёнок сделал то, что ему близко и интересно, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ.
С целью сетевого взаимодействия детского сада с СОШ №27, наши ребята на мастер-классах и совместных занятиях познакомили с техникой «Айрис фолдинг» и «Скрапбукинг» ребят школьников, помогли им овладеть особенностями мастерства, ощутить радость творчества.
У нас сложилась определенная структура детского «Мастер-класса».
• Презентация темы мастер-класса (Ребенок презентует свой продукт который он уже изготовил, что и как у него получилось.)
• Представление опыта ребенком (Дети показывают свой способ)
• Практическая часть
• Презентация продуктов деятельности (общий круг- презентуют продукты)
Правила организации.
1. Организуется детский мастер-класс 1 раз в неделю детьми, которые прошли обучение по направлениям:
2. День и время мастер – класса согласуются на групповом сборе.
3. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
4. Участие родителей в мастер-классе приветствуется. В дальнейшем планируем проведение таких занятий для родителей.
Постепенно мы с ребятами поняли, что нужны правила.
1. Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.
2. Слушаем внимательно, не перебивая.
3. Вопросы задаём после того, как обучающий закончил объяснение и показ.
4. Вопросы задаём вежливо.
5. Не стесняемся задавать вопросы.
6. Все работы признаются ценными.
7. Плохих работ не бывает.
В чём ценность детских мастер-классов :
Для детей, дающих мастер-класс :
• Приобретение опыта публичных выступлений;
• Формирование коммуникативных навыков;
• Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
• Формирование ответственности;
• Развитие инициативности.
Для детей, участвующих в мастер-классе :
• Овладение новыми способами действий;
• Приобретение опыта коллективной деятельности;
• Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;
• Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.
Для педагога:
• способ поддержки детских инициатив;
• способ сплочения группы;
• возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
• возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
• возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
• возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
• увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
• способ участия в реализации образовательной программы.
Детский мастер класс как новая культурная практика доступен каждому педагогу и позволяет решать множество задач.
Работа по реализации инновационного проекта по направлению художественно- эстетическое предоставляет возможность дошкольникам быть активным и инициативным участником образовательного процесса, создает условия для проявления индивидуальности, самостоятельности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Организация наставничества в дошкольной образовательной организации позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность как в целом воспитательных воздействий, так и непосредственно оптимизации процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию.
Также наставничество ориентировано на продуктивное взаимодействие с родителями, поскольку обеспечивает привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольной образовательной организации.
Выступая в роли наставника, дети проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее, взрослее. Дети, получающие поддержку от сверстников, чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем и умение справляться со сложными ситуациями в дошкольном учреждении.
Модель наставничества «Дети- детям»- ключ к развитию современного,
конкурентоспособного, компетентного общества молодых людей,
которые способны трудиться не только на благо себя, но и на благо общества и страны.