Елена Викторовна Коробашкина
«Дети во время войны». Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы
Конспект образовательной деятельности
на тему «Дети во время войны»
(для детей подготовительной к школе группы)
Задачи:
• способствовать знакомству детей с жизнью своих сверстников и подростков во время Великой Отечественной войны;
Публикация «„Дети во время войны“, Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• формировать представления у детей о труде подростков, которые работали наравне с взрослыми;
• воспитывать уважение к детям военных лет, защищавшим свою Родину.
Способы: беседа, рассказ воспитателя, просмотр презентации, художественное слово, игра «Разведчики», игра «Парад, разведчики, засада», рефлексия.
Средства: интерактивная доска, ноутбук, презентация, фигурки танков, солдат и пушек, шишки, камни, палочки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Началась Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт. Но сражения проходили не только на полях боевых действий, за победу боролся весь наш народ.
Воспитатель: Кто же остался в тылу?
Ответы детей.
Конечно же, женщины и дети, они взвалили на свои хрупкие плечи всю мужскую работу.
Воспитатель: Что нужно было для фронта?
Ответы детей.
На фронте требовалось оружие, танки, самолеты, продовольствие – все это производилось в тылу ценой неимоверных усилий. Дети, как и женщины, работали в три смены, по 16-18 часов, часто без сна и отдыха. Ночевали на заводах, изготовляя гранаты, мины, патроны. Женщины и подростки работали в тяжелых условиях, жалели своих сил и здоровья.
Все производство было перестроено для нужд фронта. На заводах, где раньше выпускались трактора, машины, теперь танки, пушки, снаряды. И работали за этими огромными станками подростки. Многие, из которых не доставали до станка и под ноги ставили ящики. Дети (это представить сложно) работали наравне с взрослыми.
Мальчик, Миша Ключин, усовершенствовал станок и стал на нем производить продукцию в три раза больше. Никто не оставался в стороне: школьники выполняли посильную работу: чинили шинели, вязали носки и варежки, собирали посылки с продовольствием, писали письма незнакомым бойцам. В каждом из них они желали победы, благодарили за мужество, писали, что с нетерпением ждут домой. Солдаты с особой теплотой читали эти письма. Это был привет из дома; он давал силы и мужества бороться до конца.
Самые тяжелые испытания выпали на плечи мальчиков и девочек в блокадном Ленинграде. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, не один пожар в городе. Дежурили зимой и летом на крышах своих домов, стояли в огромных очередях за хлебом, ходили на Неву за водой и работали на военных заводах.
Весь мир знает ленинградскую девочку Таню Савичеву, которая осталась сиротой, пережив всех своих родственников. Ее перевезли по Дороге жизни на Большую землю, но она умерла, болезнь одолела ее. Таня вела дневник в блокадном Ленинграде, записывая в него, как по очереди умирали ее близкие родственники. Последняя запись: «Умерли все. Осталась одна Таня». И таких детей было очень много. Дети помогали матерям в поле. Надо было кормить не только свою семью, но и солдат на фронте, чтобы у них были силы громить врага. Ребята помогали пахать землю, выращивали хлеб, картофель, поливали, пололи сорняки. Осенью убирали урожай зерновых, овощей, подбирали хлебные колоски, чтобы ни одного зёрнышка не пропало. Трудились от рассвета до заката.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, во время войны дети учились в школе?
Ответы детей.
Они учились, даже в дни блокады. Трудное было время, не хватало тетрадей, чернил, писали на газетах карандашами и угольками. Хотя было очень тяжело, но школьники старались учиться хорошо, чтобы не подвести своих отцов, ушедших на фронт.
Мальчишек, конечно, на фронт не брали, но некоторые туда попадали. Часто это были сироты, которых брали к себе военные части и ставили на довольствие. Были и те, кто убежал из дома, чтобы сражаться за Родину. Были командиров, которые брали с собой сыновей на передовую. Их называли сынами полка. Дети помогали бойцам готовить еду, чистить оружие, стирать одежду. И даже участвовали в боевых действиях. За годы войны известны несколько тысяч сынов полка, которым не было и 16 лет. На занятой фашистами территории стали создаваться партизанские отряды, которые наносили удары в тылу врага. Среди партизан было много детей. Дети помогали партизанам добывать сведения о том, сколько в населенных пунктах немцев и техники.
Воспитатель: Могли юные помощники записывать эти сведения?
Ответы детей.
Могли, конечно, но это было опасно. Как же быть? Придумывали разные хитрости: фашистов обозначали палочками, танки – шишками, а пушки – камешками.
На войне дети были и разведчиками, даже самые маленькие. Фашисты часто не обращали на них внимания, не догадывались, что они могут быть серьезной силой.
Народ не забыл своих юных героев: они награждались орденами и медалями, среди них есть даже те, кто удостоен звания Героя Советского Союза.
Валентина САЛИЙ
О детях войны
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись,
И молились, чтобы их отцы,
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину, познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям,
Той большой и праведной войны!
Игра «Разведчики»
Воспитатель: предлагаю вам стать разведчиками и добыть важные сведения. Во вражеском тылу размещены танки, пушки и немецкие солдаты. Нужно сосчитать их с помочью подручного материала: палочек, камней и шишек, а потом доложить командиру о сложившейся обстановке.
Игра «Разведчики, парад, засада»
Воспитатель: в зависимости от команды, выполнить задание: разведчики идут тихо – тихо; парад – идем маршевым шагом; засада – замереть и не двигаться.
Рефлексия. Кто помогал взрослым в тылу? Как дети помогали? Кого называли «сын полка»? Чем знаменита ленинградская девочка Таня Савичева? Как помогали юные разведчики частям советской армии, партизанским отрядам?