Ирина Хажиева
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дети — дорога — безопасность» для детей 3–7 лет
Введение
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм.
Публикация «Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма „Дети — дорога — безопасность“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
1. Пояснительная записка
Содержание программы «Дети-дорога-безопасность» (далее – Программа») разработана в Березовском муниципальном автономном дошкольном учреждении «Детский сад №1» (далее – БМАДОУ «Детский сад №1») и соответствует следующим нормативным документам:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 12 п. 2,4, ст. 14.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
• Конвенция о правах ребенка.
• Действующие Правила дорожного движения.
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
Программа «Дети-здоровье-безопасность» модифицированная, разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», относится к социально-педагогической направленности, предназначена для воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, охватывает возрастную категорию от 3 до 7 лет.
В Программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Данная система предполагает целенаправленное обеспечение детей определенными практическими навыками и представлениями, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитие здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.
Реализация данной Программы позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий.
Образовательная деятельность по реализации данной Программы проходит в специально-организованной деятельности в форме:
• кратковременной образовательной практики (далее – КОП) 1 раз в месяц для каждой возрастной группы;
• в совместной деятельности взрослого и ребёнка – еженедельно;
• в самостоятельной деятельности – ежедневно.
Режим занятий:
Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» :
10-15 минут – младшая группа,
15-20 минут – средняя группа,
20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет,
25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).
Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Работа основывается на различных видах деятельности:
• изучение правил дорожного движения и пропаганда их в БМАДОУ «Детский сад №1»;
• встречи и беседы с социальными партнёрами БМА ДО «Детский сад №1» по реализации Программы : (ДПС ГИБДД г. Березовский);
• Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
• Проведение игр, конкурсов, соревнований между группами, образовательными учреждениями.
Содержание Программы включает в себя три направления:
1. Улица
2. Транспорт
3. Дорожные знаки
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход (ребёнок – пешеход, ребёнок - пассажир и ребё нок водитель: велосипеда, самоката, санок и т. д., пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки : железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево, одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Формы работы с детьми:
Формы работы с детьми представлены в форме кратковременных образовательных практик (КОП) :
Целевые прогулки, продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли, спортивные досуги по изучению и закреплению знаний ПДД, учебно-тренировочные комплексные занятия, беседы, выставки, участие в акциях по ПДД, игры (дидактическая, сюжетно ролевая, подвижная, интеллектуальная, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры.
Кратковременные образовательные практики проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса ребёнка игровой форме. Игровые технологии, применяемые в Программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Актуальность реализации данной Программы связана с проблемой защиты детей от опасностей в окружающем мире. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских и даже сельских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя решение задач профилактики дорожно-транспортных происшествий.
Формы и виды контроля
Контроль освоения Программы осуществляется постоянно, посредством решения детьми задач, викторин, в форме конкурсов между командами.
2. Цель и задачи Программы :
Цель: Подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение, научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, анализировать, обобщать, моделировать ее, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия.
Задачи:
1. Сформировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и вы-полнения Правил дорожной безопасности.
2. Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах; развить умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях.
3. Обучить детей дошкольного возраста правилам поведения в транспорте и дорожной этике.
Задачи с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста:
Возрастная группа Ведущая цель возрастного этапа Направленность образовательной деятельности
Возрастная категория детей : от 3-х до 4-х лет
2я младшая группа Содействие формированию первичных представлений об основных источниках опасности на улице (в транспорте) и способах безопасного поведения - познакомить детей с транспортом, с необходимостью правильного поведения на улице;
- формировать у детей представление об улице, её основных частях, о том, где и как переходят улицу;
- развивать у детей элементарные представления о правилах дорожного движения, о действиях (человека, персонажа литературного произведения) в дорожно-транспортных ситуациях;
- обеспечить возможность ознакомления детей с элементарными правилами поведения в транспорте;
- способствовать развитию у детей пространственных отношений, ориентировке в пространстве, пониманию и употреблению понятий: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко;
- развивать представления детей об основных цветах спектра;
Возрастная категория детей : от 4-х до 5 лет
Средняя группа
Содействие формированию представлений и некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, о правилах поведения в общественном транспорте и следованию им.
- стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- развивать осознанность и произвольность в выполнении основных правил безопасного поведения на улице;
- развивать представления об основных источниках и видах опасности, об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице (при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого;
- обогащать знания детей о правилах дорожного движения : переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора; об одностороннем и двухстороннем движении, действиях регулировщика на дороге; об основных знаках дорожного движения для пешеходов: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»;
- расширять представления детей об элементах дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта, о пешеходах, которые должны переходить дорогу по наземному, подземному пешеходному переходу, о классификации транспорта: наземный, водный воздушный; о некоторых специальных видах транспорта, с трудом водителей: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям, пожарная машина (едет тушить пожар, «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду, машина дорожно-патрульной службы (едет на помощь людям, попавшим в опасную ситуацию на дороге);
- воспитывать у детей навыки культурного поведения в общественном транспорте, обогащая знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т. д., общественный транспорт нужно ожидать на остановке (остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться;
Возрастная категория детей : от 5 до 6 лет
Старшая группа Содействие освоению способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и использованию их без напоминания взрослого, пониманию смысла общепринятых символических обозначений на дороге, проявлению осторожности и осмотрительности.
- воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, желание и умение оказать помощь другим, оказавшимся в опасной, трудной ситуации;
- развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, источникам, видам и причинам опасности на дороге, в транспорте;
- обеспечить ознакомление детей с универсальными способами (алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций на улице, в транспорте; действиями в случае возникновения опасных ситуаций, способами привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах; с типичными ошибками, совершаемыми людьми (ребенком, взрослым) в опасных для жизни и здоровья ситуациях на дороге, в транспорте. Раскрывать связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями;
- расширять знания детей о транспорте специального назначения «МЧС», в том числе воздушном: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», «ДПС», оказывающим помощь человеку в опасных ситуациях;
- расширять представления детей о действиях инспектора ГИБДД в различных ситуациях, о дорожных знаках («Пункт питания», «Телефон» «Место стоянки», о правилах поведения в общественном транспорте, в том числе в метро;
Возрастная категория детей : от 6 до 7 лет
Подготовительная к школе группа
Содействие расширению, уточнению знаний о некоторых видах опасных ситуаций на улице, в транспорте; о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях; осознанному выполнению основных правил безопасного поведения, проявлению осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
- воспитывать потребность детей к осознанному выполнению требований безопасности в транспорте, на дороге;
- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о некоторых видах опасных ситуаций на улице, о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях, принятия мер предосторожности (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги);
- формировать способность анализировать, обобщать, моделировать опасную ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия;
- способствовать проявлению у детей осмотрительности и разумной осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях езды на велосипеде;
- способствовать развитию у детей представлений об истории становления и развития дорожного движения, дорожно-транспортных средств;
- обеспечить правильное употребление детьми пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль).