Приложение МААМ

День борьбы с ненормативной лексикой для детей и подростков 10–16 лет

Лариса Городова
День борьбы с ненормативной лексикой для детей и подростков 10–16 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«День борьбы с ненормативной лексикой»

Цель: информировать воспитанников о вреде ненормативной лексике.

Задачи:

1. Познакомить с историей.

2. Предупредить о вреде здоровью.

3. Воспитывать отрицательное отношение к ненормативной лексике.

4. Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Публикация «День борьбы с ненормативной лексикой для детей и подростков 10–16 лет» размещена в разделах

Воспитатель: 3 февраля отмечается Всемирный День борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России день этот имеет существенное значение, ведь засилье нецензурной брани в нашей жизни велико. Для обсуждения различных аспектов использования в речи ненормативной лексики мы ознакомимся с высказываниями специалистов в различных областях – филилога, социолога, литературоведа, историка, биолога, психолога и юриста. Прочтем стихи российской поэзии знаменитых и не очень известных поэтов.

Именно со стихотворения Глеба Горбовского мы и начнем наше занятие.

Слайд №3

Воспитатель: А вот что говорят филологи о ненормативной лексике с точки зрения норм русского языка.

Ненормативная лексика – это набор непристойных слов и выражений. Ее употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека. В наши дни очень много говорят о культуре русской речи. Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова. Часто задают такой вопрос: «Сколько всего слов составляет матерный язык?» В целом где-то около сотни. В активном же словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёрш твою медь, ёклмн и др.). По количеству нецензурных слов и выражений русский язык оказался на третьем месте в мире. Пальму первенства удерживает английский язык, а на втором месте – голландский.

Засилье нецензурной брани в нашей жизни велико. Мало того что в быту мы все выражаемся с разной степенью «красноречия». Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. Да что и говорить, фраза «мы матом не ругаемся, мы им разговариваем» стала шуткой, в которой, безусловно, есть большая доля правды. «Только русский человек может восхищаться красотой заката исключительно в матерных выражениях», - повторяет с телеэкрана сатирик Задорнов. И зал рукоплещет: знай, мол, наших! Широта русской души, понимаешь.

Воспитатель: Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат? Откуда он произошел? Но прежде чем мы познакомимся с высказываниями историков я прочту вам стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом».

Слайд №4

Мат на русской земле – древний «житель». Матерная лексика по происхождению является общеславянской и восходит к временам язычества. Исконно русское происхождение мата подтверждает и Этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского, в котором сказано, что слово мат образовано на базе словосочетания матерная брань и имеет отношение к слову мать, т. е. мат – это поношение матери.

Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. «Повесть временных лет», описывая языческие обряды радимичей, вятичей и северян, упоминает «срамословие» как черту языческого поведения: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало.».

На Руси скверное слово считалось таким же тяжким грехом, как и плохое дело. Сквернословие приравнивалось к нарушению христианских заповедей «Не убий!», «Не прелюбодействуй!», «Не лжесвидетельствуй. Словесная брань, чрезмерно громкая и крикливая речь рассматривались нашими предками как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульниками. В многочисленных древнерусских и более поздних источниках отмечалось, что «матерная лая» оскорбительна сразу для трех матерей: Матери Господа, всех матерей человеческих (включая собственную мать сквернослова) и матери-земли. Осквернившему себя руганью в этот день запрещалось входить в церковь, с ним вместе нельзя было принимать пищу, с его поведением связывались насылаемые Богом беды и скорби.

Слайд №5, 6.

Воспитатель: В нашей стране в последние годы сквернословие приняло поистине угрожающие размеры, стало национальным бедствием: матерятся взрослые и дети, мужчины и женщины. В последние годы широко распространилось печатное и экранное сквернословие. В том, что мат получил статус печатных слов, «постарались» и многие писатели, которые перенесли сквернословие на страницы своих произведений ради «правды жизни», а вернее, коммерческого успеха.

Вот что говорят литературоведы: Вряд ли упомянутые вами писатели превзошли в правде классиков, которые тоже знали такие слова, но умели в своих произведениях обходиться без них. Например, Ф. М. Достоевский, описывая в «Дневнике писателя» сцену с пьяными мастеровыми, которые по очереди произносят одно и то же «нелексиконное», «запрещенное при дамах» существительное, само это слово не называет. У Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» матерное слово тоже остается в подтексте. Если бы Гоголь употребил на страницах «Мертвых душ» непристойное ругательство, ему вряд ли бы удалось достичь таких высот в размышлениях о русском народе и русском языке. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил так: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». В современных кино- и телефильмах широко употребляется мат как в "забибиканном" виде, так и в прямом звучании. Проникновение сквернословия в элитарную культуру ведет к оскудению ее духовности, подмене писательского и режиссерского мастерства эпатажем, откровенным цинизмом.

Слайд №8

Воспитатель: Наверное, всё же многих матерящихся хоть иногда посещает мысль, что это не очень хорошо. А что обеспечивает нецензурной брани жизнестойкость? Что думают по этому поводу психологи?

Одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создает нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Все это влияет на моральное здоровье как самого сквернослова, так и окружающих его людей. Существует связь между широким распространением сквернословия и катастрофическим состоянием психического здоровья населения России.

Мат используют как средство для подпитки, чтобы как-то себя усилить. Современный мир стал жестче, и те, кто ругается матом, как бы принимают воинственную окраску. Ведь мат – язык с очень сильной энергетикой.

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1. первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2. вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

3. третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов.

Воспитатель: Только ли психическое здоровье страдает от употребления личностью сквернословия? Вот что об этом говорят биологи.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие- матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить в морду». Но и они признают, что мат - обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Воспитатель: Проблема сквернословия остро стоит в подростковом возрасте, в частности, у наших воспитанников?

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Воспитатель: Сегодня у нас прозвучало много аргументов против ненормативной лексики, нецензурных выражений, сквернословия. А как бороться с матом? Познакомимся с законодательством.

Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.

Сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций.

Слайд №12

Воспитатель: Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоев населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны как собственную речь, так и язык в целом.

Слайд №13

Воспитатель: А в заключение я предлагаю вам посмотреть короткометражный художественный фильм «Сила слова».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции «День белой ромашки. День борьбы с туберкулезом»Фотоотчет об акции «День белой ромашки. День борьбы с туберкулезом» 24 марта- День борьбы с туберкулезом. И в честь этого, мы решили с нашими детьми провести акцию "Дыши свободно. " Немного истории. Белой.

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Фотоотчет об акции «День борьбы с туберкулезом» в младшей разновозрастной группеФотоотчет об акции «День борьбы с туберкулезом» в младшей разновозрастной группе Фотоотчет акции "День борьбы с туберкулезом" в младшей разновозрастной группе. 24 марта отмечала Всемирный день борьбы с туберкулезом. Проводится.

Фотоотчет «День борьбы с туберкулезом в детском саду»Фотоотчет «День борьбы с туберкулезом в детском саду» Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. История проведения.

Фотоотчёт о внеклассном мероприятии в 3–4 классах ко «Дню борьбы с вирусами и микробами на МAAM»Фотоотчёт о внеклассном мероприятии в 3–4 классах ко «Дню борьбы с вирусами и микробами на МAAM» 16 января на нашем любимом портале МААМ. RU проходит День борьбы с вирусами и микробами. Ученики третьего и четвёртого класса с удовольствием.

Квест для детей и подростков «Запасной планеты у нас нет» Квест «Запасной планеты у нас нет» Цель: воспитывать у детей и подростков гуманное отношение к природе. Действующие лица: Ведущий 1 Ведущий.

Мастер-класс детского рисунка, приуроченного к акции ко Дню борьбы со СпидомМастер-класс детского рисунка, приуроченного к акции ко Дню борьбы со Спидом Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы – воспитатели старшей группы «Звездочки»: Кулижникова Татьяна Николаевна – высшая квалификационная.

Сценарий детской игровой программы для детей и подростков с ОВЗ «Канцелярские потехи»Сценарий детской игровой программы для детей и подростков с ОВЗ «Канцелярские потехи» "Канцелярские потехи" Цель: Знакомство детей с понятием "канцелярия". Задачи: развивать внимание, концентрацию внимания, умение анализировать.

Сценарий выпускного в реабилитационном центре для детей и подростков с ОВЗ «Прощай любимый детский сад» Сценарий выпускного бала в Реабилитационном Центре 0 Эрик «Прощай любимый детский сад» 1 Фанфары. ВОТ НАСТАЛ.

Стенгазета к всемирному Дню борьбы против курения «Брось сигарету!»Стенгазета к всемирному Дню борьбы против курения «Брось сигарету!» Хочу поделиться с вами опытом создания стенгазеты, которую мы с детками средней группы подготовили к всемирому дню борьбы против курения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
День борьбы с ненормативной лексикой для детей и подростков 10–16 лет
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 16:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «День борьбы с ненормативной лексикой для детей и подростков 10–16 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Городова (УИ 1618951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД