Анна Шилова
Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что профессия дефектолога прямо связана с обучением и воспитанием детей. В рамках данной профессии оказывается помощь детям, имеющим психические и физические недостатки, по ознакомлению со всем многообразием окружающего мира, по формированию в детском сознании картины действительности.
Целью написания данного эссе является определение роли профессии «дефектолог» в формировании и развитии детей.
Публикация «Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Объектом исследования в данном случае выступает профессия «дефектолог».
В соответствии с поставленной целью и объектом исследования сформулируем задачи работы:
- охарактеризовать профессию дефектолога в педагогике ;
- определить ключевые моменты прошлого и настоящего профессии;
- рассмотреть будущее профессии дефектолог.
Структура работы представлена введением, основной частью состоящей из трех подразделов, заключением и списком литературы.
1. Профессия дефектолога в педагогике
Как справедливо отмечают Н. В. Шкляр и О. В. Карынбаева, профессиональная деятельность педагога-дефектолога предполагает проведение различного рода социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической и коррекционной деятельности, целью которых является оказание содействия детям, имеющим ограниченные возможностями жизнедеятельности и социальной адаптации [1].
Из вышесказанного следует, что педагогом-дефектологом должен быть человек, имеющий особый склад души, обладающий такими чертами, как инициативность, энергичность, уверенность в результатах своей профессиональной работы, доброжелательность и тактичность.
Как сказано в Положении о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель - дефектолог России – 2018» [2], помимо профессиональных качеств и умений, дефектолог должен уделять внимание разработке авторских образовательных программ, методик, проведению мастер-классов, семинаров, обучающих мероприятий и т. д.
Следовательно, работа дефектолога в качестве педагога системы специального образования выступает примером наивысшего педагогического мастерства [3], ориентирующегося на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть тем детям, которые имеют определенные отклонения в развитии. Педагоги-дефектологи, являясь ведущими специалистами для таких детей, должны проводить организацию многоплановой профессиональной деятельности по коррекционно-развивающим, учебно-методическим, социально-педагогическим, реабилитационно-адаптационным, а также психологическим направлениям в рамках взаимодействия и с детьми и с их родителями. Все это требует от профессии дефектолога умения по осуществлению психолого-педагогической диагностики, а также организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
2. Прошлое и настоящее профессии
История возникновения профессии дефектолога берет свои истоки ещё в начале XX в. В данный период времени многими учеными стало уделяться особое внимание причинам детских отклонений, классификациям и определению наиболее эффективных способов индивидуального развития детей. Так, стали создаваться специальные центры, где осуществлялось проведение исследований и подготовка соответствующих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный Научно-исследовательский институт дефектологии в Москве [4].
На сегодняшний день профессия дефектолога в сфере педагогики востребована больше, чем когда либо, что связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья в России [5].
В настоящее время для работы с такими детьми отбирают дефектологов, не только сильных в самой профессии дефектологии, но ознакомленных с особенностями и принципами психологии детского развития. Это обусловлено тем, что сегодня, во время развития интернет технологий и зависимости детей от гаджетов, очень важно найти правильный подход к малышам для их результативного обучения и воспитания, для того, чтобы дети видели в дефектологе не врача, а педагога и друга.
Ключевое преимущество профессии дефектолога заключается в оказании помощи детям, имеющим трудности для становления полноценными членами общества. И в данном случае ключевой задачей профессии будет выступать развитие личности, привитие ребенку необходимых навыков и умений для дальнейшего социального признания. И, действительно, оказание помощи семьям, в которых есть ребенок с физическими или психологическими отклонениями, просто неоценима, - именно в этом и проявляется важность профессии.
Таким образом, востребованность дефектологов в нынешний момент является очень высокой.
3. Будущее профессии дефектолог
В связи с тем, что экологическая обстановка в мире и в России в частности ухудшается из года в год, растет численность детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, востребованность профессии дефектолога растет. Следовательно, детей с нарушениями развития становится больше. При этом, ранее у ребенка могло быть какое-то одно нарушение, и его постепенно корректировали. Сейчас же это, как правило, несколько нарушений в комплексе.
В связи с принятием программы инклюзивного образования педагоги-дефектологи теперь нужны и в общеобразовательных школах, а не только в коррекционных. Кроме детей-инвалидов сильно возросло количество учащихся с задержкой психического развития. Сейчас в некоторых городах России стали открываться ресурсные классы. Но проблема в том, что в них тяжело набрать профессиональных педагогов-дефектологов. Вторая проблема заключается в том, что родители обычных детей, зачастую, очень негативно относятся к совместному обучению обычных и неразвитых детей. Общество еще не готово к переменам. Но то, что такие классы вообще появились, - это уже большой шаг.
Заключение
Таким образом, факт того, что дефектолог – это профессия на века, - подтвержден. Данная профессия была востребована в прошлом, активное внимание ей уделяется в настоящем, и в связи с ростом количества детей инвалидов, детей с задержкой развития, ухудшением экологической обстановки в стране и в мире, негативно влияющей на здоровье рождающихся детей, безусловно, данное профессиональное педагогическое направление будет востребовано и в будущем.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым каждый шаг дается с большим трудом, намного сложнее, чем с обычными учениками, поэтому результат здесь появляется не сразу.
В настоящее время отношение к детям с задержкой развития стало меняться, поэтому выросла востребованность в педагогах-дефектологах, но, к сожалению, таких специалистов пока не много.
Список литературы
1. Шкляр Н. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость / Н. В. Шкляр, О. В. Карынбаева // Социология образования, 2016. – С. 203
2. Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель - дефектолог России – 2018» : утверждено заместителем Министра образования и науки РФ от 21.06.2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550560377 ( дата обращения: 05.07.2019)
3. Гомзякова Н. Ю. Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики / Н. Ю. Гомзякова, Н. Ю. Леонтьева // Молодой ученый, 2015. - № 8. - С. 900-903
4. Профессия дефектолог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-defektolog ( дата обращения: 05.07.2019)
5. Статистика по детям инвалидам в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sakuramed.ru/obshie-stati/statistika-po-detyam-invalidam-v-rf ( дата обращения: 05.07.2019)
6. В 2018 году глобальный уровень выбросов вредных веществ будет расти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/other/news/v-2018-g-globalnyy-uroven-vybrosov-vrednykh-veshchestv-budet-rasti/ ( дата обращения: 05.07.2019)