Екатерина Абалмасова
Цветотерапия как средство коррекции психоэмоционального состояния детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последнее время увеличивается количество детей, посещающих дошкольное учреждение, с различными психоэмоциональными нарушениями : снижением работоспособности, раздражительности и плаксивости, а так же гиперактивные и наоборот пассивные дети. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.
Публикация «Цветотерапия как средство коррекции психоэмоционального состояния детей» размещена в разделах
Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.
Именно мы должны создать все условия для развития разносторонней личности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.
Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Все это побудило меня к использованию в своей работе одного из средств здоровьесбережения – цветотерапию.
Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т. п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия - методика улучшения здоровья человека с помощью цвета.
Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив таким образом основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу : они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».
В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».
Американский психолог Джекоб Либерман, тридцать лет изучал влияние света и цветных лучей на организм человека, пришел к выводу, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!
Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека.
В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т. п. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.
Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Остановимся более подробно на каждом цвете :
Красный цвет
В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.
Оранжевый цвет
Способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.
Желтый цвет
Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.
Зеленый цвет
Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.
Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.
Голубой цвет
Выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.
Синий цвет
Психологи рекомендуют синий цвет людям, нуждающимся в чувстве безопасности. Он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Оттенки синего помогают при бессоннице.
Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух. Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.
Фиолетовый цвет
Следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.
Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.
Белый цвет
Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.
Черный цвет
Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мирдетства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета.
Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения. Поэтому старайтесь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущает на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому нужно зонировать помещение еще и с помощью цвета.
Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.
В своей практике цветотерапию я использую в различных формах работы. Остановимся более подробно на некоторых из них:
Дидактическая игра «Цветные палочки».
Детям предлагается выложить из цветных палочек предоставленный образец, либо рисунок по замыслу. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются. Закрепляют полученные знания о геометрических фигурах, цветах, ориентируются на плоскости, развивается мелкая моторика рук, логическое мышление.
Дидактическая игра «Цветные стеклышки».
Через цветные стеклышки из прозрачного пластика насыщенных и пастельных цветов рассматриваем окружающее пространство. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
Так же мной было изготовлено оборудование «Радужный дождь».
Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать, касаться лицом, проходить сквозь них. Дети после посещения «Радужного дождя» становятся более спокойными и расслабленными. Снимается эмоциональное напряжение. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Такое оборудование можно изготовить в уголке уединения для зонирования, а можно сделать его мобильным.
Следующая форма работы: чтение и сочинение художественной литературы – «Цветные сказки».
-Хотите я расскажу вам семь сказок?
- А какие они будут?
-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, оранжевая, а самая последняя разноцветная про девочку, у которой был многоцветный плащ, и она вышла на улицу, во время ее прогулки ей встречались разноцветные предметы. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.
Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии.
Еще одна форма работы – световой стол, которая помогает детям расслабиться, развивает воображение, фантазию. На таком столе проводится песочная терапия, рисование на цветном рисе, смешивание цветов при помощи «цветных стеклышек», рисование по трафаретам мы проводим на световом планшете.
Так же для коррекции психоэмоционального состояния детей в своей работе я использую методы нетрадиционного рисования: нитями, кляксография, мыльными пузырями, пальчиковое и многие др. в момент прорисовывания своих эмоций ребенок избавляется от страхов, заряжается положительными эмоциями, становится более раскрепощенным.
Еще один способ развития тактильных ощущений, развития мелкой моторики, координации рук и конечно же цветотерапии – камешки «Марблс». С их помощью так же можно осуществлять различные дидактические игры: «Покажи свою эмоцию», «Разноцветье камней», «Выложи по контуру», «Заплатки».
И в заключение хотелось поделится еще одной дидактической игрой «Волшебные мешочки». Мной были подготовлены разноцветные мешочки, которые дети наполняли волшебными словами, делились положительными эмоциями и счастливыми моментами из их жизни. Для печальных историй и плохого настроения у нас есть определенного цвета мешочек, который нейтрализует эти эмоции. И есть мешочек исполняющий одно желание в день, дети должны коллективно решить, что это будет за желание. То которое может исполнить воспитатель или же это желание для родителей. Желание не связаны с приобретением чего-либо, а именно на проработку отношений. Это может быть игра, чтение книги, беседа, объятия.
Конечно, о результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику, сказочному герою и его поступкам, погоде которую наблюдаем на прогулке. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно по их рисункам.
Также мною были подобраны консультации для родителей, направленные на расширение их знаний о целесообразности развития цветового восприятия детей, о различных техниках рисования, психологии цвета и подборке цветных игр.
В нашей группе так же проводятся различные эксперименты с цветом. Лепят из цветного теста, играют с кинетическим цветным песком, изготавливают постройки из цветных кубиков и т. д.
Непосредственный контакт в играх и творческой деятельности с детьми помог установить доверительные отношения, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на психическое и физическое здоровье детей.