Ирина Гладкова
Цветные счетные палочки Кюизенера. Монографический метод обучения счету
▼ Скачать + Заказать документы
Гладкова И. И., воспитатель
МБОУ «ОСОШ №2» с\п «Детский сад «Солнышко»,
Город Очёр, Пермский край
ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЕНИЯ СЧЕТУ
Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы. В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускают с 1993г. Я использую данное учебно-игровое пособие в работе с дошкольниками с целью развития логико-математических представлений и умений уже второй год.
Публикация «Цветные счетные палочки Кюизенера, Монографический метод обучения счету» размещена в разделах
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки Кюизенера :
1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т. д.) ребенок получает играя.
3. Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах.
4. Развивается логическое мышление.
5. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследования.
6. Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
7. Этот материал можно также использовать с целью коррекции.
8. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно обобщаться.
9. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
10. Этот материал может быть использован в дидактических целях.
Палочки друг от друга отличаются цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета – одной длины. Палочки можно объединить в «семьи». Надеюсь, что вы любознательны и проведете исследования.
Первое исследование
Выберем по одной палочке каждого цвета. Получилось десять палочек разного цвета.
Второе исследование
Разложим выбранные палочки по длине, от самой короткой до самой длинной. У нас получилась «лесенка». Первая ступенька – белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина каждой следующей палочки будет на единицу большей предыдущей. Таким образом, длина белой палочки – один, длина розовой палочки – два, голубой – три и т. д. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине.
Проверим, действительно ли каждая следующая палочка на единицу длиннее предыдущей, прикладывая белый кубик к ступенькам.
Методика работы с детьми 2-4 лет
- Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений.
- Сравнение палочек по длине, высоте, количеству (одна, много)
- Выкладывание геометрических фигур.
- Ориентировка на листе бумаги (в середине – красная палочка, слева – голубая, справа – желтая,
- Упражнение «Продолжи ряд».
Сюжеты: строим мостик через реку, заборчики и т. д.
Рекомендованные игровые альбомы: - «Волшебные дорожки» - от 2-3 лет; - «Веселые цветные числа» - от 3-4 лет; - «Дом с колокольчиком» - от 3-5 лет; - «На золотом крыльце …» - от 3 лет;
- «Вместе весело играть» - от 2-3 лет.
Методика работы с детьми 4-7 лет
Упражнения в плоскостном и объемном моделировании. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности.
Использование палочек для освоения количественного и порядкового счета, сравнения по длине и высоте с использованием знаков,, =, арифметических действий, натурального ряда чисел, состав числа из единиц, образования чисел второго десятка, ориентировка на плоскости и т. д.
Рекомендованные игровые альбомы:
- «На злотом крыльце …» - от 4-7 лет
- «Посудная лавка» - от 4-7 лет
- «В стране блоков и палочек» - от 4-7 лет
Занятия с палочками рекомендую проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Таким образом, я считаю, что использование игр, на основе палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.