Козлова Светлана Валерьевна
«Что такое доброта? Для чего она нужна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
Формировать потребность в здоровом образе жизни;
Формировать духовность детей через отношение к литературе;
Публикация «„Что такое доброта? Для чего она нужна?“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Помочь детям усвоить духовно – нравственные категории: добро и зло, согласие;
Помочь родителям понять, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Оборудование:
Стол с различными предметами: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. «Мирилка» (плоская подушка с аппликативным изображением ладони, макет солнышка с лучиками из картона, маски кота, белки и ежа.
Ход занятия.
Звучить аудизапись песни «Если добрый ты», (дети заходят в зал)
1 ребё нок:
Улыбкой я встречаю день,
Всегда друзьям я рад.
Я с удовольствием иду
Домой и в детский сад.
2 ребё нок:
Друзьям всегда готов помочь,
Утешить, поддержать.
Всегда приветлив и не прочь
Со всеми поиграть.
3ребё нок:
Умею верным другом быть,
Могу обиды позабыть
Ошибки всем прощаю
И исправлять их помогаю.
Воспитатель:
-Ребята, какие хорошие и добрые стихотворение. Скажите, о чем они? (ответы детей).
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте.
Воспитатель: Как вы думаете что такое доброта, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус? (ответы детей, если затрудняются, ответы родителей). Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети: В поступках, действиях, чувствах человека…
«Сказочные герои».
Воспитатель:
- Скажите. А где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба яга, Мальвина)
А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (волшебники)
- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?
- Послушаем какие добрые дела сделали и вы.
(ответы детей)
Воспитатель: Легко ли быть добрым? Кого мы называем добрым человеком? (ответы детей- помагает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив, внимателен).Давайте ребята подойдем к столу и посмотрим, что же здесь приготовлено? Видите как здесь много разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.
Посмотрите внимательно на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?
Дети: зернышками можно накормить птиц, полить цветок или подарить его, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листе бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.
Воспитатель: Дети, а есть ли у доброты свои слова? Если вы их знаете, тогда продолжите предложение, которое я начну.
Зеленеет старый пень, когда услышит добрый день
Растает даже снежная глыба от слова теплого спасибо.
Если мама бранит за шалости, надо сказать, прости, пожалуйста.
На прощание мы всегда говорим до свидания.
«Ласковое солнышко».
Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)
Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.
Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
В нашем зале светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (воспитатель читает, а дети называют антонимы) :
грубый – ласковый
злой – добрый
грустный – весёлый
горе – счастье
вражда – дружба
обман – правда
невежливый – вежливый
ненависть – любовь
лень – труд
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей).А что мы используем чтобы помириться? («мирилку», она приходит к нам на помощь.)
- Давайте вспомним некоторые из них. (2 детей рассказывают мирилку)
Ты мирись, ты мирись!
Больше с нами не дерись!
Раз, два, три, четыре, пять
Будем дружно мы играть.
Ехали на лодке,
Кушали селёдку.
А селёдка не годится
Надо, надо помириться
Мир, мир навсегда
Ссора, ссора никогда!
- Ребята, а сейчас давайте поможем двум друзьям, которые часто попадают в разные ситуации и часто ссорятся.
-Как помочь им не поссориться?
Инсценировка стихотворения «Качели».
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - котик и ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик: «Я первый!», а ё жик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Дети инсценируют стихотворение.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
Вопросы к детям:
1. Почему котик решил не дружить с ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)
Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где котик и ёжик смогли договориться и избежать ссоры.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - котик и ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться
Ситуативная игра-история «Случай в малине».
День был июльский, и жаркий, и длинный.
Котик и ёж собирали малину.
Только в траве, возле старой березы,
Котику в лапу вонзилась заноза.
Просит он ё жика: «Друг, помоги!
Мама малинку ждет в пироги!»
«Я не желаю тебе помогать,
Лапкой одной можешь ягоды рвать.
Не я уколол тебя», - ёжик сказал,
В помощи другу он отказал.
Вопросы к детям:
1. Ребята, правильно поступил ёжик?
2. Поступают так друзья?
Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, ёжик помог другу и они остались друзьями.
Выход из проблемной ситуации.
-Не огорчайся, мой друг, не беда!
Ведь помогаю тебе я всегда!
-Вместе мы сладкой малины нарвем,
Сладкий пирог вместе мы испечем.
Подведение итогов.
Воспитатель: Итак, как должны поступать друзья?
Дети: Нужно помочь другу если он попал в беду.
Ситуативная игра-история «Помощь бельчонку»
Котика мама послала на почту,
Маме письмо отослать надо срочно.
Ёжик с приятелем вместе пошел,
С другом в дороге всегда хорошо.
Слышат в лесу они плач чей-то громкий,
И увидели под елью бельчонка,
Он в незнакомое место попал,
Маму и дом свой родной потерял.
«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,
Много у нас еще дел впереди.
Если с тобою будем возиться,
Почта, наверно, успеет закрыться!»
Вопросы к детям:
1. Как вы думаете, хорошо поступили наши друзья?
2. Как они должны были поступить в такой ситуации?
Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где ёжик помог другу и они остались друзьями.
Выход из проблемной ситуации.
«Бедный малыш, мы поможем тебе
И одного не оставим в беде.
Маму свою ты найдешь вместе с нами,
Будем теперь с тобою друзьями».
Подведение итогов.
Воспитатель: Итак, как должны мы поступить если кто-то попал в беду и мы оказались рядом?
Дети: Нужно помогать тому, кто нуждается в помощи.
Ситуативная игра-история «Ириски».
Котику как-то купили ирис
С очень веселым названьем «Кис-кис».
Лучше ириса нет в мире конфет!
(Это, признаться, уже не секрет.)
Ежик сказал: «Я конфеты люблю!
Не угостишь - я тебя уколю!»
Котик ответил: «Если ты злой,
Значит, ириски не дам ни одной!»
Вопросы к детям:
1. Кто был неправ в этой ситуации? Почему? (надо было попросить, сказать пожалуйста)
2. Поступают так друзья?
Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где котик обьяснил ёжику что если чего-то хочется, надо попросить, а не угрожать и тогда друзья не поссорятся.
Выход из проблемной ситуации.
Котик ни капельки не удивился:
«Что же ты, ёжик, так рассердился?
Ирис я принес, чтоб тебя угостить,
Просто ты, ёжик, забыл попросить!»
Подведение итогов.
Воспитатель: Итак, как должен был бы ёж поступить в этой ситуации?
Ведущая.
-Ребята, мы рассказали о животных, а дети могут попасть в такие ситуации? (Да)
-Хорошо.
- Остаётся надеяться, что все ребята будет себя вести так, как мы сегодня учились.
Использованная литература:
Алябьева Е. А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2004 год.
Васильева - Гангус Л. П. Азбука вежливости. – М. : Педагогика, 1982 год
Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общение: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,1998 год.
Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 2002 год.
Уликова Н. А. Словом душа растет; Серия «Современные эффективные методики», Образовательный центр «Гармония», Санкт – Петербург, 1994 год.