татьяна чернова
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием инновационных технологий «Что мы Родиной зовём?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с
использованием инновационных технологий
по теме
«Что мы Родиной зовём?»
«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин
Актуальность
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием инновационных технологий „Что мы Родиной зовём?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. К. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к дому, семье, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Патриотическое воспитание начинается с создания теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через своё детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.
Объектом и предметом моего исследования является:
Объект исследования - процесс воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия патриотического воспитания дошкольников (знания, навыки, привычки, способы поведения, формирующиеся в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей) через ознакомление с историей и культурой родного города, родного края, страны.
Ведущая педагогическая идея:
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности.
Цель патриотического воспитания дошкольников :
формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Образовательные задачи:
1. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
Развивающие задачи:
1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Расширять представления детей о регионах страны, её больших городах
Воспитательные задачи :
1. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
2. Воспитание гражданско - патриотических чувств посредством изучения государственной символики России, Ленинградской области Кировского района.
Своеобразие и новизна опыта :
Научная новизна: на основе концепции системного понимания воспитания рассмотрена проблема патриотического воспитания дошкольников, отвечающая актуальным потребностям общества на современном этапе.
Своеобразие опыта :
- комбинация элементов известных методик;
- рационализация и усовершенствование отдельных сторон
педагогического труда;
- разработка средств и правил их применения;
- постановка и решение педагогических задач.
Значимость опыта :
Теоретическая значимость:
- уточнено содержание понятия «патриотическое воспитание детей»;
- расширены представления об организации работы по патриотическому воспитанию детей в дошкольной образовательной организации
Практическая значимость:
- сформированы у детей интерес и потребность к изучению исторического прошлого и настоящего нашей Родины;
- обогащены знания детей об истории, культуре и природе родного края;
- применены современные подходы к организации работы по патриотическому воспитанию;
- обогащена предметно-пространственной среда группы в соответствии с требованиями;
- разработано перспективное планирование по патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
- подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии развлечений, досугов, доклады, консультации для родителей и др.)
- осуществлено взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу патриотического воспитания детей.
Направление работы :
-Тематическое планирование;
-Создание развивающей среды;
-Методическое сопровождение;
-Организация работы с детьми в разных видах деятельности;
-Взаимодействие с семьей;
-Мониторинг.
Принципы построения педагогического процесса:
- Принцип историзма;
- Принцип гуманизации;
- Принцип дифференциации;
- Принцип интегративности;
- Позитивный центризм;
- Принцип активности и самостоятельности;
- Принцип наглядности;
- Принцип поэтапности;
- Принцип индивидуально – личностной ориентации;
- Принцип познавательной выразительности;
- Принцип успешности;
- Принцип коммуникативности.
Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств :
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе использую новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего : это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть неожиданное. Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, я большое внимание уделяю комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
1 блок «Семья»
2 блок «Детский сад»
3 блок «Мой город»
4 блок «Мой край»
5 блок «Моя страна»
6 блок «Наша армия»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
-специально организованные занятия,
-беседы,
-наблюдение,
-чтение художественной литературы,
-сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,
-тематические праздники,
-целевые прогулки, экскурсии,
-взаимодействие с социумом,
-детско-родительские проекты и др.
1 блок «Семья»
Цель: Познакомить с понятием «семья», воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи, закреплять умения определять родственные отношения между близкими членами семьи.
Патриотические чувства к Родине, начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Чтобы расширить знания детей о своей семье, я проводила с детьми беседы, НОД, читала художественную литературу, играли в различные игры: «Я и мое имя», «Моя семья», «Полное, неполное имя», этюд «Назови ласково». Дети составляли небольшие, но подробные рассказы о своей семье и о своем доме. Читали много художественной литературы и заучивали стихотворения связанные с этой темой.
Был разработан детско-родительский проект «Большие права - маленькому гражданину», в котором большая часть отводилась на работу по правам ребенка на имя, семью, дом, отдых. Родители совместно с детьми изготовили «Визитную карточку» имени своего ребёнка, дали краткую характеристику имени, оформили «Генеалогическое дерево», рисовали рисунки на тему: «Моя семья», «Отдых с семьёй», «Мой дом», были оформлены выставки детских работ. Так же был проведен конкурс «Герб нашей семьи», целью которого было научить ребенка составлять короткий рассказ о своей семье (сколько членов семьи,девиз)и схематично отображать эту информацию в рисунке (герб, выставка семейных гербов проходила в группе в виде презентации.
С детьми была проведена целевая прогулка к памятнику «Семья». Проводились спортивные праздники: «День Матери», «23 февраля», в которых с удовольствием принимали участие члены семьи, самая спортивная семья приняла участие в городском конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья»
2 блок «Детский сад»
Цель: Познакомить детей с детским садом, его сотрудниками, должностями сотрудников, воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада.
Для знакомство с традициями русского народа и был создан мини - музей «Золотая хохлома», проводились беседы «Русский быт и традиции», «Народная кукла», «Русские ремесла», «Как на Руси буквы появились», проводился фольклорный праздник «Осенняя ярмарка» совместно с музыкальным руководителем, целью которого было познакомить детей с тем, как издавна проводилась ярмарка на Руси, русскими народными образами (Кострома, Добрый молодец, произведениями русского народного творчества, старинными предметами быта. Организовывались выставки декоративно –прикладного искусства, в группе создана среда с материалами : книги,папки по темам «Как жили люди на Руси», «Русский дом», «Праздники,традиции и обычаи», картотека с русскими народными сказками, песенками, потешками.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей. Мы, участвуем с детьми в народных праздниках: «Масленица», «Пасха», «Колядки». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях. Нам в этом помогает сотрудничество с Центром внешкольного развития, они с удовольствием проводят народные праздники у нас в ДОУ.
3 блок «Мой город»
Цель: Познакомить с родным городом, историей его возникновения, его достопримечательностями, промышленностью, природой, воспитывать гордость за свою малую родину.
Так же проводилась работа по направлению - ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями. Знакомство с городом представили фото – презентацией «Мой город Отрадное - на - Неве». Проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного города», «Мой любимый дворик».
Вместе с детьми ходили на экскурсию на центральную площадь родного города, где закрепили знания детей о достопримечательностях города.
Посетили пожарную часть г. Отрадное, библиотеку, «Мини-музей кирпича».
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.
В своей работе по воспитанию патриотизма у детей используем произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Продуктивная деятельность играет огромную роль в патриотическом воспитании дошкольника, с детьми был изготовлен макет одной из улиц нашего города, так же в постройке макет города широко используем конструктор : «Тико», «Лего», деревянный конструктор и др. Во время прогулки был проведен конкурс «Песочная скульптура», посвященный празднованию «День города», где мы приняли активное участие и получили 1-е место.
В «День города» было проведено соревнование среди детей по Флорболу на городском уровне, где мы приняли активное участие. Совместно с родителями участвовали в шествии по улицам городам в праздничной колонне. Работая в этом блоке, я показала детям, что у родного города есть своя история, традиции, достопримечательности, памятники, что город богат лучшими людьми. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
4 блок «Мой край»
Цель: Познакомить с природными богатствами, с историко-географическим расположением нашего края, его историческим прошлым, достопримечательностями.
Любой край, область, даже небольшая деревня не повторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только активные помощники детского сада, но и равноправные участники образовательного процесса в формировании личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, досугов и праздников, которые стали традиционными в ДОУ: “День защитника Отечества”, “8 марта” и другие. Проводилось интерактивное занятие «Путешествие по Санкт-Петербургу», созданы альбомы «Санкт – Петербург – красивейший город России».
Совместно с родителями мы посетили «Краеведческий музей», отдельно от ДОУ родители посещали музеи г. Санкт-Петербург.
В 2016 году мы участвовали в муниципальном конкурсе, посвященном 40-летию Кировского района «Жемчужина Ленинградской области», в котором дети выступили с патриотическим танцем «Родная земля»
5 блок «Моя страна»
Цель: Формировать целостное представление об окружающем мире, природе, познакомить с геральдическими символами страны, правами и обязанностями граждан
Для знакомства с нашей страной была проведена работа по темам : «Российская Федерация: герб, флаг, гимн». В «День Российского флага» проведен Флешмоб и конкурс чтецов. Проводились беседа «Двуглавый орел – символ России». Комплексное занятие (познавательное + изо) «Белый, синий, красный». Проводилось знакомство с гимном РФ (текст; музыка; когда люди исполняют гимн; поведение людей во время исполнения гимна (с музыкальным руководителем); «Российская Федерация: президент, законы, права». Проводились: беседа «Главный город нашей страны», «История Московского Кремля», «Город – герой Москва», организовывались занятия по ИЗО деятельности «Вечный огонь» (в память о погибших воинах в боях за Россию.
Для родителей подготовили и провели консультации на темы: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Приобщение детей к народным традициям», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?», «Почему Москва является городом героем?» и др. В нашей группе создан патриотический уголок.
Работая с детьми и их родителями, стараемся формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.
6 блок «Наша армия»
Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми, трудовыми традициями нашей Армии
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готового встать на защиту Родины. Очень большая работа проводится ко Дню защитника Отечества: совместно с родителями организуется фотовыставка «Мой папа», с детьми выставка рисунков «Мой папа – герой. Оформляются тематические папки «Армия», «Города – герои», «Богатыри земли русской». Традиционно проводятся праздники посвященные этому празднику.
Ко Дню победы оформляются тематические папки, готовятся презентации на темы «С днем победы», «Памятники воинской славы», «Дети Блокады».
Ежегодно среди детских садов проводится акция «Георгиевкая ленточка». При городской библиотеке создан «Мини-музей боевой славы», где нас познакомили с героями – отрадненцами, рассказали о тяжелых днях блокады и даже показали кусочек блокадного хлеба.
Ежегодно накануне праздника Дня победы организуется экскурсия к мемориалу воинской славы «Невский порог». Дети слушают рассказ педагога о героях - земляках, читают стихи, возлагают цветы к памятнику. Организуются выставки рисунков. Совместно с родителями была создана Книга памяти «Мой прадедушка – мой герой» .
Выводы:
Представленный мной опыт работы – это первая ступенька к воспитанию любви к Родине. Но ведь все начинается с малого. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе, со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Воспитание патриотических чувств, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети.
Литература по данной теме:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»,«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
6. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
7. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
8. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
9. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
10. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Статьи:
1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»
Творческое сотрудничество по теме самообразования:с библиотекой г. Отрадное, с Центром Внешкольного Развития г. Отрадное
Интернет-ресурсы:
1. https://www.maam.ru/
2. https://eduopenru.ru/index.php
3. https://nsportal.ru/