Лучший педагог года

«Что будет, если из леса исчезнут птицы?» Конспект экскурсии для детей подготовительной группы

Штацкая Татьяна Николаевна
«Что будет, если из леса исчезнут птицы?» Конспект экскурсии для детей подготовительной группы
▼ Скачать

Проводиться прогулка по парку и на выбранной поляне проводиться занятие совместно с родителями.

Цели:

1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев — птиц.

2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.

Материал: необходимое количество шапочек зверей, насекомых и птиц по числу участников.

Содержание:

1-й блок — вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;

Публикация «„Что будет, если из леса исчезнут птицы?“ Конспект экскурсии для детей подготовительной группы» размещена в разделах

2-й блок — обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;

3-й блок — собрать модель биоценоза леса;

4-й блок — рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.

Методические указания. Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте.

В конце каждого блока делается вывод.

Ход занятия:

1-й блок:

— Ребята, мы находимся в лесу. Скажите, что здесь растет, кто здесь живет? (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)

— Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)

— А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)

— Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)

— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)

— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)

—А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)

— А если они заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)

Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.

Блок 2:

Дети совместно с родителями превращаются в различных птиц, насекомых и животных (одевают головные шапочки или мелкие атрибуты, можно смоделировать семью животных или птиц, где у каждого своя роль).

— Представьте себе, что в лесу стало много мышей (выбегает семья мышей) Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)

— Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.) Животные, употребляющие мышей в пищу выбегают и пытаются поймать мышей, мыши успевают убежать в норки.

— Все успокоилось и мыши опять вышли покормиться. Съели почти все растения… А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)

— А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)

— Почему? (Ответ детей: грызуны съедят все растения и семена растений, которыми питаются птицы)

— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц (появляются хищники и разгоняют мышей).

—Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)

— А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)

Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.

Блок 3

— Ребята, теперь давайте создадим лес, в котором всем живым существам будет жить хорошо и удобно. Подгруппы детей совместно с родителями располагаются так, чтобы их экологическое звено имело возможность жить и размножаться но также и не вредило бы другому экологическому звену. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка и взрослого обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.

Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах? (Ответ детей).

Блок 4

— А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось (взрослый хищник пугает всех птиц и они улетают из леса совсем, с игроков снимаются атрибуты игры и они становятся зрителями)

— Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым. Выходят насекомые едят растения, захватывают дома птиц и т. д.)

— Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)

— Становится много насекомых. Зрители, превращаются в насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.

— Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)

— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте закроем глаза и представим себе, что перед нами стоят не зеленые деревья на голые и безжизненные деревья.

— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)

— Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась. Взрослые и дети, изображающие растительноядных животных снимают атрибуты и становятся зрителями)

— Раз их в этом лесу не будет, как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им совсем нечего есть. Хищники тоже погибнут.)

— Давайте уберем хищников. (Взрослые и дети, изображающие хищников снимают атрибуты и становятся зрителями)

— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)

— А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы.)

Вывод о взаимоотношениях в природе дети делают совместно с родителями.

Разучивание подвижной игры совместно с родителями. Выбор игры дети делают сами.

Пример: подвижная народная игра «Платок с узелком». Цель: развивать скорость движения, ловкость.

Цель: развивать скорость движения, ловкость, выносливость.

Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг. По команде водящего: «Раз, два, три беги!» - все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, а тот - другому. Если водящий коснется игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихотворение. После этого он становится водящим. Игра начинается по сигналу водящего.

Правила игры. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.

Подвижная народная игра «Ванюша и лебеди».

Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м (можно выложить круг веревкой). Это «лес». В середине квадратик - это «дом лесовика». В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные дети - «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать «Ванюшу», а «лесовик» ловит «лебедей». «Лебедь», которому удается вывести из «леса» Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в «дом лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле «дома», он должен двигаться по площадке.

Публикации по теме:

Занятие с использованием моделирования на фланелеграфе «Что будет, если из леса исчезнут птицы» (подготовительная группа) Конспект занятия по окружающему миру «Что будет, если из леса исчезнут птицы» (моделирование на фланелеграфе) Для детей подготовительной.

Занятие по экологии в подготовительной группе. Беседа и экспериментирование с моделями Программное содержание: изучить последовательность исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц. Воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Что будет, если из леса исчезнут птицы?» Конспект экскурсии для детей подготовительной группы
Опубликовано: 15 мая 2014 в 22:44
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что будет, если из леса исчезнут птицы?» Конспект экскурсии для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Штацкая Татьяна Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД