Штацкая Татьяна Николаевна
«Что будет, если из леса исчезнут птицы?» Конспект экскурсии для детей подготовительной группы
▼ Скачать
Проводиться прогулка по парку и на выбранной поляне проводиться занятие совместно с родителями.
Цели:
1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев — птиц.
2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.
Материал: необходимое количество шапочек зверей, насекомых и птиц по числу участников.
Содержание:
1-й блок — вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;
Публикация «„Что будет, если из леса исчезнут птицы?“ Конспект экскурсии для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
2-й блок — обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;
3-й блок — собрать модель биоценоза леса;
4-й блок — рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.
Методические указания. Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте.
В конце каждого блока делается вывод.
Ход занятия:
1-й блок:
— Ребята, мы находимся в лесу. Скажите, что здесь растет, кто здесь живет? (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)
— Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)
— А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)
— Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)
— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)
— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)
—А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)
— А если они заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)
Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
Блок 2:
Дети совместно с родителями превращаются в различных птиц, насекомых и животных (одевают головные шапочки или мелкие атрибуты, можно смоделировать семью животных или птиц, где у каждого своя роль).
— Представьте себе, что в лесу стало много мышей (выбегает семья мышей) Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)
— Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.) Животные, употребляющие мышей в пищу выбегают и пытаются поймать мышей, мыши успевают убежать в норки.
— Все успокоилось и мыши опять вышли покормиться. Съели почти все растения… А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)
— А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)
— Почему? (Ответ детей: грызуны съедят все растения и семена растений, которыми питаются птицы)
— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц (появляются хищники и разгоняют мышей).
—Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)
— А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)
Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.
Блок 3
— Ребята, теперь давайте создадим лес, в котором всем живым существам будет жить хорошо и удобно. Подгруппы детей совместно с родителями располагаются так, чтобы их экологическое звено имело возможность жить и размножаться но также и не вредило бы другому экологическому звену. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка и взрослого обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.
Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах? (Ответ детей).
Блок 4
— А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось (взрослый хищник пугает всех птиц и они улетают из леса совсем, с игроков снимаются атрибуты игры и они становятся зрителями)
— Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым. Выходят насекомые едят растения, захватывают дома птиц и т. д.)
— Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)
— Становится много насекомых. Зрители, превращаются в насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.
— Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)
— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте закроем глаза и представим себе, что перед нами стоят не зеленые деревья на голые и безжизненные деревья.
— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)
— Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась. Взрослые и дети, изображающие растительноядных животных снимают атрибуты и становятся зрителями)
— Раз их в этом лесу не будет, как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им совсем нечего есть. Хищники тоже погибнут.)
— Давайте уберем хищников. (Взрослые и дети, изображающие хищников снимают атрибуты и становятся зрителями)
— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)
— А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы.)
Вывод о взаимоотношениях в природе дети делают совместно с родителями.
Разучивание подвижной игры совместно с родителями. Выбор игры дети делают сами.
Пример: подвижная народная игра «Платок с узелком». Цель: развивать скорость движения, ловкость.
Цель: развивать скорость движения, ловкость, выносливость.
Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг. По команде водящего: «Раз, два, три беги!» - все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, а тот - другому. Если водящий коснется игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихотворение. После этого он становится водящим. Игра начинается по сигналу водящего.
Правила игры. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.
Подвижная народная игра «Ванюша и лебеди».
Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м (можно выложить круг веревкой). Это «лес». В середине квадратик - это «дом лесовика». В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные дети - «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать «Ванюшу», а «лесовик» ловит «лебедей». «Лебедь», которому удается вывести из «леса» Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.
Правила игры. Забегать в «дом лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле «дома», он должен двигаться по площадке.