Давлетбаева Ильвира
Конспект занятия «Ценность рода и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ценность рода и семьи»
Цель: воспитание нравственных отношений обучающихся к семье, родителям, своему роду через понятия «род», «семья», «родословная», «семейные ценности», «семейные традиции».
Задачи:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
Публикация «Конспект занятия „Ценность рода и семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Темочки
-развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.
Оборудование урока: учебник «Основы светской этики»; компьютер и мультимедийная установка; выставка фотографий «Моя семья».
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Этапы урока Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
Поговорим?
О чем? О разном и о прочем?
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Поговорим?
Вдруг будет интересно.
I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Слайд:2
– Отгадайте загадку и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.
- Ребята, что такое семья? (Ответы детей)
- Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка.
Слайд 3: Упражнение «Ассоциации» : с чем у вас ассоциируется слово «Семья».
Семья
Очаг
Уют
Крепость
Тепло
Радость
Любовь
Ребята, прослушайте одну легенду и угадайте ещё одно качество семьи.
В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи : «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит, семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание ( слайд 4:)
– Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. ( Слайд 5:)
– Почему это ценность, как вы думаете?
– А кого называют семьёй?
– А что такое род?
– Пролистайте параграф, просмотрите все заголовки, которые в нём встречаются. Задумывались ли вы над этими вопросами?
– Найдите слова, выделенные в параграфе жирным шрифтом (род, семья, любовь, традиция).
Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее?
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42(. Слай 6)
– Как можно одним словом назвать людей на картинке?
– Какое событие здесь показано?
– Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?
– Как вы считаете, нужны ли людям традиции?
– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.
– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?
– Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)
– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)
– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?
– Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.
Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?» ( Слайд 7:)
– Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы.
Почему надо уважать семейные традиции?
– Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.
План урока: ( Слайд 8:)
1. Прочитать тексты параграфа.
2. Сделать выводы по проблеме урока.
3. Сравнить свои выводы с авторским.
II. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеек. А истоки человека - это семья, где он родился, его род.
Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с. 43, найдите, что там говорится о роде, семье.
Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.
Комментированное чтение текста.
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников.
Понятно, что это больше, чем семья?
Помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство
Интересно, а что ещё?
А ещё и помощь друг другу
Обратите внимание!
В борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей.
Сохранилось ли это правило в современном мире?
Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине.
А сохранилось ли это правило? А у животных?
Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в
семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки, если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода? ( Слайд 9:)
Дети в парах называют однокоренные слова к слову «род» :
род - родство - Родина - родители – родословная - народ
Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка.
Физкультминутка (Слайд 10)
Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.
– Что общего у рода и у семьи?
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?
– Были ли традиции у людей, которые жили родами?
– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?
Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения.
– Рассмотрите рисунки на с. 44. (Слайд 11)
– Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник?
– Прочитайте текст на с. 44.
Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения.
– В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».)
– Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? ( Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.)
Работа со схемой «Что даёт человеку семья?». (Слайд 12)
– По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.
III. Выражение
решения проблемы.
– Вспомните проблемный вопрос урока. Какой вывод вы можете сделать? (Слайд 13)
– Прочтите вывод авторов и сравните его со своим.
Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
IV. Выполнение продуктивных заданий по теме.
Работа в группах (с. 46). составить и объяснить значения пословиц. (Слайд 14)
1-я группа:
Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
В гостях хорошо… (а дома лучше).
2-я группа:
Где родился, … (там и пригодился).
Мир да лад – … (большой клад).
3-я группа:
Не нужен клад, … (когда в семье лад).
Каждый кулик … (свое болото хвалит).
4-я группа:
Чем богаты, … (тем и рады).
Дома – как хочу, … (а в людях – как велят).
По окончании работы каждая группа представляет результаты. и проверяют по слайду (Слайд 15)
Итог урока. Рефлексия.
– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. (Слайд 16)
– А какими из них вы особенно дорожите?
– Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?
– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?
– Почему нужно уважать семейные традиции? ( Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.) (Слайд 17)
– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока? (Слайд 18)
какой темы был посвящён наш урок?
- С какими понятиями мы познакомились на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.
- Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?
- Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
- Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет уютно, тепло и солнечно. (Слайд 19)
VI. Домашнее задание.
Готовить проекты: (Слайд 20)
1. Сделать фотоальбом «Добрые традиции нашей семьи»
2. Рисунок «Моя любимая семейная традиция»