Светлана Уварова
Педагогический проект «Царство звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Царство звуков» (долгосрочный)
Сентябрь - Май
(Развитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения)
I этап. Целеполагание
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.
Публикация «Педагогический проект „Царство звуков“» размещена в разделах
Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта :
- продолжить знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово»
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
-развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
-учить детей самостоятельно грамматически правильно строить свои высказывания.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.
II этап. Разработка проекта.
1. Диагностика детей на начало года.
2. Обновление и пополнение группового уголка по развитию речи.
3. Подбор наглядного материала и пособий по звуковой культуре речи.
4. Изготовление дидактических игр по развитию речи.
5. Консультация для родителей: «Играем пальчиками, развиваем речь»
6. Подбор чистоговорок, скороговорок, загадок, стихов.
7. Подбор консультативного материала для оформления родительского уголка
произношением звуков».
8. Оформление картотеки игр и игровых упражнений для родителей.
9. Рекомендации родителям: «Развиваем речь, играя»
10. Расширить базу игр, развивающих речевые функции.
11. Диагностика детей на конец года.
12. Написать перспективный план мероприятий.
13. Родительское собрание: «Подведение итогов по реализации проекта».
14. Обобщение опыта работы на итоговом Педагогическом совете
III этап. Выполнение проекта
1. Подбор наглядного материала и пособий по звуковой культуре речи.
2. Изготовление дидактических игр по развитию речи.
3. Консультация для родителей: «Играем пальчиками, развиваем речь»
4. Подбор чистоговорок, скороговорок, загадок, стихов.
5. Гласные звуки и буквы : А, О, У, Ы, Э»
6. Дидактическая игра: «Как их зовут?»
7. Гласные звуки и буквы : Я, Е, Ю, И, Е».
8. Дифференциация звуков «з-с», знакомство с буквами З, С.
9. Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
10. Игра: «Комары»
11. Дифференциация звуков «с-ц»,знакомство с буквой «Ц».
12. Дифференциация звуков «ж-ш»,знакомство с буквами «Ж, Ш».
13. Дифференциация звуков «ж-ш».
14. Дифференциация звуков «з-ж».
15. Словесное упражнение: «Объясни, покажи».
16. Дифференциация звуков «с-ш».
17. Дидактическая игра: «Удивительные слова».
18. Дифференциация звуков «щ-ш»,знакомство с буквой «Щ».
19. Дифференциация звуков «ч-ц», знакомство с буквой «Ч».
10. Словесная игра: «Речевые ситуации».
21. Дифференциация звуков «в-ф», знакомство с буквами «В, Ф».
22. Словесное упражнение: «Подбираем рифмы».
23. Дифференциация звуков «б-п», знакомство с буквами «Б, П».
24. Дифференциация звуков «т-д», знакомство с буквами «Т, Д».
25. Словесное упражнение: «Скажи по-другому».
26. Дифференциация звуков «г-к», знакомство с буквами «Г, К».
27. Дидактическая игра: «Найди место звука в слове»
28. Дифференциация звуков «р-л», знакомство с буквами «Р, Л».
29. Подбор консультативного материала для оформления родительского уголка
IV этап. Презентация проекта.
1. консультацию для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста";
2. открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Звук и буква»;
3. непосредственную образовательную деятельность по звуковой культуре речи;
4. дидактические игры, игровые упражнения;
5. непосредственную образовательную деятельность по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
6. чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированной звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете.
Критерии отслеживания результатов:
- владеют понятиями слово, звук, буква
-дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
-дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
-дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине, конце)
Цель и задачи в проекте решены.