Муслимова Галина Эдуардовна
Консультация для родителей «Будем добры»
Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру.
Самое главное – воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать.
В. А. Сухомлинский
«Животные – не меньшие наши братья и не бедные родственники: они – иные народы, вместе с нами угодившие в сеть времени, такие же, как и мы, пленники земных страданий и земного великолепия». Генри Бестон.
Публикация «Консультация для родителей „Будем добры“» размещена в разделах
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время – проявлять по отношению к ребёнку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку, обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д. Нельзя разрешать ребёнку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьёт маму по лицу, а та радуется и смеётся). Ребёнок очень восприимчив к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную.
Нравственные нормы, даже те которые ребёнок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребёнком. Причем малыш не знает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не носит. Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к проявлению особых высказываний в адрес взрослых – «жалоб – заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем – то из детей. Ребёнок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребёнок объясняет, потому норму необходимо соблюдать к реальной самооценке. Учите доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подменить красивое, интересное. Всегда есть что – то, достойное внимания, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребёнку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребёнок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернётся пользой, прежде всего, для Вас самих. Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребёнку свои чувства, а ребёнок остаётся безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричи: «Мама, посмотри, какой ландыш!» - «Какой же?» - спрашивает мама. «Нежный, душистый». И мама вспоминает стихотворение Е. Серовой «Ландыш» :
Распустился ландыш в майский день, и лес его хранит;
Мне кажется, его задень – он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг услышим, - я и ты?
Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Она – важное подспорье на этом пути. Во время чтения книги ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Для этого можно подобрать близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описывается душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом – котёнок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь необходимо выяснить умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшее у детей чувства и представления о том, что переносить вину на другого – это несправедливо, нечестно. Очень важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, прочтите рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вопрос сострадание к маленькому скворцу, выпавшему из гнезда, задайте вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нём». Важно чтобы в ответе ребёнка были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если ребёнок недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, можно помочь: «Вы правильно сказали, что Желтухин – это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин находился, подобрал под живот ноги»; «Он… забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждается в защите. Кто же помог ему?»Безусловно, один в поле не воин. Усилия воспитателя не пройдут даром, если они будут подкреплены с направленными действиями со стороны родителей, приятные подвижки в формировании гуманности у детей наступят гораздо раньше. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое преставление приобрело для ребёнка определённое, яркое живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях литературных героев, животных, коротающих студёную зиму, о ребятах из соседнего двора – о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций. Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности по отношению к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для неё вредных организмов не бывает, каждая бабушка на счету. Объясните, что нельзя ради забавы (когда речь идёт не угрозе здоровью и жизни) истязать или губить насекомых, маленьких животных, растения – тех, кто не в состоянии себя защитить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения среди сверстников. Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует проявлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировозрение.