Бабкина Лариса
«Блокада Ленинграда». Конспект беседы в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект беседы в подготовительной «Б» группе.
Тема:
Разработала: воспитатель Бабкина Лариса Ивановна.
С. Красное, Липецкая область
Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы.
Задачи:
Публикация «„Блокада Ленинграда“, Конспект беседы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Беседы к 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;
– формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны;
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие ”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественная литература”.
Оборудование: Мультимедия, экран, аудиозаписи, свеча «Памяти»
Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций.
- Ребята, какой праздник мы празднуем в мае? (День Победы). Кто знает в каком году началась война? В каком году закончилась?
-Правильно, Великая отечественная война начала в 1941году 22 июня и закончилась 9 мая 1945 года
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
- В тот день прозвучало самое страшное объявление по радио о начале войны, (иллюстрация № 3) и впервые же дни войны написали песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками. Ребята, как называется песня? («Священная война», звучат голос диктора и песня).
- Началась ВОЙНА, враг был очень силён. Он разрушал города и сёла, убивал мирных жителей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны. Многие города получили звания Города-герои.
- Сегодня поговорим о городе – герои Ленинград. (ил 4). Люди жили мирно, было лето. И вдруг это страшное объявление о войне. Враг подступал к городу Ленинграду. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики
Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон (ил. 5).
Ребёнок. Я говорю
Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?
Ответы детей:
Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда. Ребята как вы понимаете слово «блокада»?
Ответы детей:
Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Связь с ним поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами “Дорогой жизни”. По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения стариков и детей (ил. 6).
Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба (сл. 7).
Ребёнок. Кусочек хлеба
- На жителей Ленинграда обрушился голод. Хлеб выдавали по карточкам. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. (показать размеры блокадной нормы хлеба). Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. (ил. 8).
– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
Ответы детей.
Люди голодали и умирали от голода (СЛ. 9)Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте. Но и дети не отставали от взрослых, тоже работали на заводах. (сл. 10).
- Во время блокады города на домах были размещены громкоговорителей для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью. Медленный - все спокойно.
Быстрый ритм - «воздушная тревога». (ил. 11)
- Много детей оставались беспризорными, у них погибли родители, разрушены дома. Дети умирали от голода и холода. (ил. 12). Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда» (ил. 13)
- В блокаду жила девочка Таня Савичева, у которой на глазах умирали родные ей люди:
Ребёнок.
В осаждённом Ленинграде.
Эта девочка жила.
В ученической тетради.
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова.
После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая.», «Мама 13 мая.», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла (ил. 14).
- 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы: люди умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест. Стояли насмерть бойцы.
Да, в те трудные голодные дни люди в Ленинграде не только жили и работали на заводах, производя орудия и боеприпасы, для фронта, но и писали стихи и музыку. Одним из композиторов, живших в осажденном городе, был Д. Д. Шостакович. Летом 1941 он начал писать симфонию, которую потом назвали «Ленинградской». Она стала музыкальным символом блокады. (ил. 15)
- Звучит тема вражеского нашествия - холодная, автоматичная, железная, бездушная, усиливающаяся, разрастающаяся.
Это образ «злой машины» - бесчеловечной и жестокой.
В этой музыке слышна неумолимая твердая поступь фашистских солдат, желающих захватить и покорить наш город, нашу страну, наших людей…
24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада. (ил16,17)
900 дней и ночей продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества.
В городе к этому времени остались в живых в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
И 18 января 1943 года произошло то, чего так долго ждали жители блокадного Ленинграда.
Но полное снятие блокады произошло через год, 27 января 1944 года, 76 год назад.
- В Ленинграде, в память о самых тяжелых днях, есть памятники. На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб (ил. 18,19)
Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда
На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Нам нельзя это забывать никогда. Мы всегда должны помнить о тех тяжелых днях нашей Родины и чтить память погибших героев. (ил. 20).
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда. городу присвоено - звание «Город-герой».
Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Ленинград был полностью освобожден от блокады- 27 января 1944 года.
- Сейчас это один из красивейших городов России. Кто знает как сейчас называется Ленинград? (Санкт- Петербург).(ил. 21
- Ребята, давайте зажжем свечи памяти и почтим память героев которые погибли в годы ВОВ. (ил. 22).