Получи документы

Консультация «Бесконфликтное общение»

Марина Первухина
Консультация «Бесконфликтное общение»
▼ Скачать + Заказать документы

Доброго времени суток уважаемые коллеги! Приближается неделя психологии, делюсь с вами идеей памятки для родителей и воспитателей "Бесконфликтное общение". Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители, дети. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать.

Правила бесконфликтного общения (информация для родителей)

Публикация «Консультация „Бесконфликтное общение“» размещена в разделах

Уважаемые родители! В процессе общения порой приходится сталкиваться с грубостью, бестактностью, иногда и оскорблениями. Ваша ответная реакция должна проявляться в умении защитить себя в социально-приемлемой форме, сохранив при этом свое достоинство и нравственный уровень общения. Психологический смысл и значимость этической защиты заключается, во-первых, в том, что незаметным образом, косвенно и ненавязчиво происходит коррекция поведения партнера по взаимодействию, ему «негласно» предлагается иной вариант поведения — этический. Во-вторых, Вами создается образец для подражания в аналогичных ситуациях осознанного или неосознанного посягательства на достоинство личности. Третий смысл этической защиты — в сохранении взаимоотношений с данным человеком, что в дальнейшем позволит совместными усилиями решать общие задачи. СПОСОБЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ • вопрос на воспроизведение («Повторите, пожалуйста, я не расслышала, что вы сказали» — как правило, негатив вторично не воспроизводится, а звучат фразы в общепринятых и более приемлемых формах); • наивное удивление («Разве такое возможно? Я не верю своим ушам» — такое замешательство может быть выражено как вербально, так и невербально); • взять вину на себя и истолковать причины этического нападения собственными недостатками, какой-либо своей слабостью («Наверное, я вас обидела, иначе бы.», «Возможно, я вела себя не так, как следовало бы.», - функция оценки перекладывается на другого, а собственное положение укрепляется за счет некоторой уступки и уверенности в своем авторитете, что усиливает уважение в адрес такого сильного партнера); • ссылка на особенности характера («Мне жаль, но я не умею, не могу разговаривать в таком тоне», «Я плохо понимаю суть дела, когда кричат» — снижается агрессивность партнера, и ему негласно предлагается более высокий уровень общения); • доброжелательное толкование поступка другого человека («Наверное, вы хотели договориться со мной о., помочь дочери в.» — объяснение действий добрыми мотивами сохраняет положительное отношение к партнеру, возвышает его и ставит в ситуацию рефлексии своего поведения); • противопоставление достоинств партнера совершаемому им поступку («Я считала вас добрым человеком, а вы.», «Как может образованный красивый человек позволять себе такое» — эта более жесткая форма защиты должна использоваться при условии уважительной интонации и обязательного прерывания дальнейшего обсуждения данной темы); • констатация неосознанности действий партнера («Вы, видимо, не осознаете, что сказали.», «Жаль, что сейчас Вы не можете понять.» — предотвращается скандальное развитие событий, выражается надежда на изменение ситуации в будущем). Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». А если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится. Конфликтогены - слова, действия, поступки, запускающие конфликт. Конфликтогены: • незаслуженные и унизительные упреки («Вы не умеете воспитывать ребенка!», «Уже сейчас видно, что из вашего сына не вырастет ничего хорошего» и т. п.); • негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…») • настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести («Вам нужно лучше следить за своим сыном»); • указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А Ваш отец — алкоголик!»); • решительное установление границ разговора, «закрытие» оп-ределенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смейте так говорить!»); • ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (примеры здесь чаще нелитературные). Подумайте, характерно ли для Вас употребление слов-конфликтогенов? НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НЕРАВНОДУШНЫМ РОДИТЕЛЯМ: • От начала до конца напряженной беседы сохранять выдержку и доброжелательный настрой. • Помнить, что стремление понять человека вовсе не означает для вас, что вы с этим согласны. Но вы хотите понять вашего собеседника и сделать все необходимое, чтобы удовлетворить его потребность. • Понимать, что другой родитель имеет полное право на свой взгляд и свою оценку ситуации. И это для вас не повод, чтобы плохо к нему относиться. • Помнить о том, что раздражение, злость, гнев ваших собеседников - это их крик боли, в некотором смысле - их SOS. И если они сигнализируют нам о помощи - то что они в общем-то хотят? Конечно, не наших ответных выпадов и обвинений, а наоборот, сочувствия и понимания. • Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Это ключевая установка в проблемной ситуации. Правила бесконфликтного общения (информация для воспитателя) КАК УПРАВЛЯТЬ АГРЕССИЕЙ ПАРТНЕРА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ? Если вы попали в ситуацию, когда родитель воспитанника выражает свое недовольство, агрессивно себя ведет по отношению к вам, стоит применять следующие методы, которые в психологии получили название «Психологическое айкидо». 1. «Пар» Когда человек кричит или эмоционально выражает свое недовольство, в этот момент он находится в состоянии аффекта. А значит, сознание его отключено. Бесполезно что-либо предпринимать - вы будете аппелировать к практически «спящему человеку». Какая ваша основная задача в данной ситуации? Это остановить его крик. • Самое главное, отвести человека в сторону, изолировав его, таким образом, от других. Необходимо дать ему высказаться, «выплеснуть» свою агрессию, не перебивая и не переубеждая его. • При этом педагог сам должен сохранять спокойствие и внимательное выражение лица, не поддаваться эмоциональным агрессивным встречным выпадам. Ваше молчание в данной ситуации выполняет функцию «холодной воды». • При этом ваша пауза может быть еще более эффективной, если вы включите эмоциональную поддержку, внимательно слушая, кивая головой: «Да, я вас понимаю». Тем самым вы осуществите прием психологического присоединения. После чего целесообразно будет задать родителю вопросы: «Что мы можем для Вас сделать?» «Как мы можем компенсировать Ваши неудобства (затраты, потерю времени, испорченное настроение и т. п. ?» «Что бы Вы хотели, чтобы мы сделали?» Исходя из полученной от собеседника информации о том, что он хочет, можно ответить: • «Хорошо, сейчас все исправим, подождите, пожалуйста 5 минут». • «Хорошо, сейчас я проконсультируюсь у своего руководителя, и мы разрешим Ваш вопрос» и т. д. 2. «Пластинка» Соглашаться со всем, что говорит родитель: «Да, я Вас понимаю, и.». Такой прием хорош для взаимодействия с «социальным» типом, когда такой родитель начинает настойчиво гнуть свою линию и продолжать отвлекающий от дела разговор даже тогда, когда педагог ответил на все интересующие его вопросы. Нельзя раздражаться, важно сохранять спокойный тон и доброжелательное выражение лица. 3. «Отвлечение» Родитель возмущается: «Вчера я у вас была, мне никто ничего не может объяснить!» • Следует задать как можно больше разных вопросов. Отвечая на них, человек быстрее успокоится: «Где вы были? К кому обращались? Что вы хотите сейчас?». Только спрашивать необходимо доброжелательно и так, что бы родитель не чувствовал угрозы. • «Развернуть поток» : "Я вижу вы компетентны по вопросу, откуда у вас эти знания? Вы не в первый раз сталкиваетесь с затруднениями? У вас красивая помада, где вы ее купили?" Отвечая на ваш вопрос, посетитель отвлечется, а потом частично, а может и полностью погасит свою разбушевавшуюся энергию. 3. «Стоуксы» Что такое гнев и раздражение человека? Это - отрицательные эмоции. Чем мы можем погасить отрицательное? Естественно, что положительным. «Строуксы» - это так называемые психологические поглаживания. К ним относятся: улыбка, комплимент, контакт глаз, слова, которые подчеркивают значимость человека. Родитель: «Безобразие, я в ужасе от ваших порядков!» Педагог: «Спасибо Вам за сигнал, это для нас очень важно. Мы за партнерские отношения с родителями в вопросах обучения и воспитания детей, поэтому любая информация от родителей для нас крайне необходима. Но давайте разберемся.» Общая суть перечисленных приемов заключается в следующем: • Не нужно сопротивляться агрессии, лучше всего гасить ее. • От начала до конца напряженной беседы сохранять выдержку и доброжелательный настрой. • Помнить, что стремление понять человека вовсе не означает для вас, что вы с этим согласны. Но вы хотите понять вашего собеседника и сделать все необходимое, чтобы удовлетворить его потребность. • Понимать, что родитель имеет полное право на свой взгляд и свою оценку ситуации. И это для вас не повод, чтобы плохо к нему относиться. • Помнить о том, что раздражение, злость, гнев ваших родителей - это их крик боли, в некотором смысле - их SOS. И если они сигнализируют нам о помощи - то что они в общем-то хотят? Конечно, не наших ответных выпадов и обвинений, а наоборот, сочувствия и понимания. • Учитывать личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они активизировали свое участие в воспитании ребенка. Гораздо лучше, если педагог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. • Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Это ключевая установка во взаимодействии с родителями в проблемной ситуации. Можно утверждать, что ваше общение с родителями пройдет более успешно, при использовании таких приемов: Повышайте самооценку родителей: «Я верю, Вы делаете все возможное для своих детей». Благодарите за неравнодушие, информацию, участие, понимание… Чаще отражайте чувства. Благодаря этому вы становитесь понятнее для родителей: «Я волнуюсь…», «Меня тревожит…». Исключите по возможности слово «нет» из своих ответов. Замените: «Мне представляется это иначе», «Подумайте над таким вариантом», «Мне кажется, что лучше…» Вместо «Вы», чаще говорите «мы» : «Мы должны подумать…», «Нам надо решить…».

Спасибо за внимание, удачи вам друзья! И творческих успехов!

=

КОНЕЦ ТЕКСТА

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Жесты и общение. Мимика и общение» Задачи: • развитие представлений детей о жестах и их роли в процессе общения; • развитие представлений детей о мимике и определение эмоций,.

Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение» Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только.

Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста» Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей и качественно отличается от общения со взрослыми. К 6-7 годам.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей «Общение с родителями» Как подготовиться и провести родительское собрание - Составьте четкий план собрания и придерживайтесь его. - Продумайте содержание каждой.

Консультация «Общение детей друг с другом»Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Педагогическое общение с детьми Педагогическое общение с детьми. Калачева Л. А. Уважаемые коллеги! Сложность духовной структуры личности диктует необходимость применения.

Традиция «Я дарю тебе общение»Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Бесконфликтное общение»
Опубликовано: 9 октября 2023 в 19:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Бесконфликтное общение»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Первухина (УИ 1099345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД