Татьяна Кубло
Конспект занятия «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
по образовательной области
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация» и «Художественная литература».
Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
Основные задачи.
Образовательные задачи:
- расширить представления детей о знакомых зимующих, перелётных птицах Краснодарского края;
Публикация «Конспект занятия „Беседа о зимующих и перелетных птицах“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;
- учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать;
- уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие» птицы.
Развивающие задачи:
- упражнять в классификации перелётных и зимующих птиц;
- активизировать словарь по теме;
- уточнить элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой;
- упражнять в изменении существительных по падежам, согласовывать числительные с существительными;
- развивать слуховое внимание и чувство рифмы;
- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;
- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботится о пернатых друзьях человека.
Словарная работа:
обогащение – пернатые, вожак, причудливые,
активизация - зимующие, перелётные, декоративные птицы; зоовыставка, зоомагазин, зверинец, личинки, крупа, семена,
Материалы и оборудование:
картинки с изображением птиц;
ёмкости с семенами подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, сорных трав; кусочек хлеба и хлебные крошки; кусочек сала;
таблицы с изображением зимующих и перелетных птиц;
интерактивная доска; мяч;
компьютер и носители информации (флэшка);
тексты загадок о птицах;
картинки для чтения слов «вор», «бей».
Предварительная работа:
- рассматривание:
книг, энциклопедий, журналов о птицах;
отгадывание загадок о птицах,
иллюстраций «Зимующие, перелётные, экзотические птицы,
- беседа на тему «Что мы знаем о птицах?»,
- игра дидактическая «Зоологическое лото»,
- игра дидактическая «Кто, где живёт?».
Непосредственная образовательная деятельность.
(Дети стоят полукругом)
-Ребята, кто такие «пернатые друзья»?
- Правильно, птицы. Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у которых есть перья).
- Верно, пернатые – это значит покрытые перьями. Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»?
(птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших птиц и животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; птицы радуют нас песнями, любуемся их полётом).
- Что важное происходит в их жизни в конце лета и осенью?
(они улетают в тёплые края)
- Все ли птицы улетают на юг?
(улетают перелётные птицы)
- Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг?
(зимующие птицы)
- Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?
(из – за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада).
- Дети, Саша и Яна для вас приготовили стихотворение. Но, прежде, отгадайте название птицы (девочка держит карточку со словом «бей», а мальчик со словом «вор»).
- Саша и Яна, ребята правильно отгадали, это стихотворение про воробья? (Да).
Инсценировка стихотворения «Воробей».
(девочка читает слова автора, мальчик исполняет роль Воробья куклой – марионеткой «Воробей» на столе).
Девочка: - Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Воробей: - Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
- Дети, что просит у вас воробей? (крошек, просо, ячмень).
- Что такое просо и ячмень? (крупа, семена ячменя).
- Дети, подойдите к этому столу. На нём стоят коробочки с разными зёрнами, крупами, семенами.
Упражнение «Найди и назови корм для птиц».
- А сейчас проверим, как вы запомнили перелётных птиц и зимующих.
Игра «Узнай по внешнему виду»
- Прилетела к нам сова, умная голова (воспитатель показывает большой конверт, на нём нарисована сова). Кто о птицах знает, тот их быстро угадает. Я вам картинку покажу, а вы назовите птицу. Если птицу не узнаете, то загадка поможет - и её вы угадаете.
- Отгадайте, какие птицы у нас в гостях.
Игра «Доскажи словечко».
- Назовите слово, которое помогло вам найти рифму – отгадку.
Кто не видел, кто не знает,
Как с пенька и на пенек
В рощице пролетает
Красноватый огонек.
Отгадать не так-то просто –
Эта птичка - … (горихвостка)
Птичка с неба песню льёт,
Птичка песенки поёт,
Как серебряный звонок,
Голосистый … (жаворонок).
Его гнездо всех выше.
Пускай оно без крыши.
И под открытым небом
Не страшен дождь и гром
Тому, кто трусом не был,
Кто рос в гнезде … (орлом).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей).
Никакой в полёте птице
С ними не сравниться:
Не всякой хватит духу
Делать в небе виражи…
На лету любую муху
Ловят быстрые … (стрижи).
Две длинные тети
Гуляют на болоте,
У них под носом капли.
Они зовутся … (цапли).
Окраска сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … (ворона).
Непоседами слывут,
В городах зимой живут.
Там, где мусорные свалки,
Пропитанья ищут … (галки).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню из червей.
Взад, вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … (грач).
Ах, эти гости, шумные гости,
Желтая грудка,
Синенький хвостик,
Все веселятся:
«Цвинь – цвинь» - озорницы.
Вы догадались?
Это … (синицы).
Сторожей боятся этих
Мыши: прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и (совы).
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её … (сорока).
Белокрылые хозяйки,
Над водой летают … (чайки).
Игра «Один – много»
- Ребята, птицы на юг полетели, посчитаться не успели. Я назову: одна птичка, а вы – много таких птичек. Например, цапля – много цаплей
(называю перелётных в чередовании с зимующими птицами).
- Птицы на юг полетели, посчитаться не успели.
(Ласточка – много ласточек, соловей – много соловьёв, снегирь – много снегирей, журавль – много журавлей, утка – много уток).
- Птицы улетают в тёплые страны и возвращаются к нам в определённое время года, по своему маршруту, в полёте у них свой порядок.
- Назовите, как строятся перелётные птицы при перелётах?
(журавли – клином, гуси и утки – косяком, караваном, мелкие птицы – стаями)
- Как называется птица, которая возглавляет стаю птиц? (вожак)
- Почему его так называют? (он ведёт всех, руководит полётом, знает дорогу, он самый опытный, главный, сильный в стае птиц).
Игра «Полетели по порядку»
- Дети, возьмите по одной карточке. Каждый из вас узнал птицу, помнит название своей птицы? (в случае затруднения помогаем с детьми ребёнку)
- Наши «птички» тоже готовятся к полёту. Постройтесь птички караваном, друг за другом, как назову, а зимующие птички проверят вас на внимание:
- утка, иволга, трясогузка;
- аист, кукушка, лебедь, ласточка;
- цапля, скворец, грач, жаворонок.
Игровое грамматическое упражнение с мячом «Мяч передай – птиц дальше считай!»
(воспитатель и дети передают мяч по кругу) один грач – два грача – пять грачей.
Игра «Какой птички не стало?»
(На доске — четыре – пять картинок с изображением птиц. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, незаметно для детей убирает одну картинку)
- Какой птички не стало?
- Какие птицы нашего Краснодарского края улетают в теплые страны?
(ласточки и стрижи)
- Верно. Оказывается, ещё в августе воздух около поверхности земли тёплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи, жаворонки летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых – они и улетают. Стрижи улетают самыми первыми. А за ними ласточки, жаворонки, а позже улетают скворцы.
- Какие птицы улетают последними и почему?
(лебеди, утки и гуси, потому что водоёмы постепенно замерзают)
- Как мы называем птиц, которые на воде плавают?
(водоплавающими)
- Все перелётные птицы с первым теплом возвращаются в родные места, в свои гнёзда. Как вы думаете, почему?
(они будут выводить птенцов на своей родине, где сами вывелись)
- Вы хотели бы, чтобы птицы весной к нам возвратились? А что для этого надо сберечь?
(леса, деревья не спиливать, природу сохранить)
- Давайте составим правила о том, как беречь пернатых друзей.
- не разрушать гнёзда,
- ремонтировать скворечник и делать новые скворечники,
- не ломать кусты,
- ухаживать за деревьями: спиливать сухие ветки и убирать их,
- не рвать цветы,
- не уничтожать насекомых,
- не жечь траву,
- не бросать мусор на полянках, в лесу, парках,
- не бросать мусор в речку, пруд, озеро, не засорять водоёмы,
- убирать участок детского сада,
- из дома мусор выносить только в контейнер.
- Да, правильно, ребята! И тогда в нашем красивом городе будем мы слышать шелест листьев в скверах и парках, пение птиц, будем любоваться как птенцы подрастают и становятся на крыло, то есть учатся летать.
- А как мы помогаем птицам зимой?
(делаем кормушки, очищаем их от снега, шелухи, меняем корм, добавляем зёрна)
- Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев, снегу, кормушках затрудняют добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому мы с вами в детском саду и вы дома с родителями помогаете птицам в это трудное для них время.
- Вспомните правила установки кормушки.
(кормушки ремонтируем и делаем новые осенью,
когда прикрепляем кормушки, то ветки нельзя ломать, прибивать гвоздями тоже нельзя, лучше подвешивать;
кормушки должны иметь два отверстия, крышу,
подкармливаем птиц в течение всего года,
корм должен быть каждый день,
возле кормушек нельзя бросать банки и пакеты из – под корма,
нельзя кормить кусками хлеба, макаронами, корками апельсинов, нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе, жареными семечками).
- Какой корм любят птицы?
(семечки подсолнечника, семена тыквы, арбуза, дыни, несолёное сало, крошки хлеба)
- Как шутливо мы называем наши кормушки?
(птичья столовая)
- Каких птиц мы видели в наших «птичьих столовых»?
(синиц, воробьёв).
- Правильно, ребята, птиц следует кормить в течение всего года, так как при этом пищу получат помимо обычных зимующих видов и пролетные. Помните, что кормом для птиц могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.
Самое главное для подкормки, чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное.
Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что понравилось?
- О чём расскажите дома?
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.