Марина Жужгина
«Берёза — символ нашей Родины». Досуговое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Берёза - символ нашей Родины»
Цель:
1. Развивать у детей познавательный интерес.
2. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
3. Расширить представление об искусстве, музыке. Береза — это символ страны, национальное дерево.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья и гости нашего праздника, который называется «Берёза - символ нашей Родины»
Ведущий: Ребята, а что обозначает слово береза?
Публикация «„Берёза — символ нашей Родины“, Досуговое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Дети: Это лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с серцевидными листьями.
Ведущая: Почему это дерево назвали именно так?
Дети: Береза получила свое название по цвету коры. У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер и образовалась сначала берза, а потом береза.
Песня «Березы» (Любэ)
Береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Ребенок:
«Россия»,- шепчут мне березки,
«Россия»,- шепчут камыши,
«Россия»,- ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь!»
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски.
Моя березовая Русь!
Песня: «Моя Россия» (музыка Г. Струве)
Ведущий: Много замечательных стихотворений про березку сочинили наши русские поэты. (иллюстрации – слайды)
Ребенок: «Березка» А. Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую.
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
Ребенок: Л. Овсянникова
Береза, белая подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга.
Тебе оставила свой снег?
Ветвями тянешься за мною,
На плечи руки мне кладешь
И шелестящею листвою
Без слов, без музыки поешь.
О чем поешь, моя береза.
Качаясь тихо, как во сне?
И почему, не знаю, слезы,
Приходят, светлые, ко мне?
Ребенок: С. Есенин «Белая береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий:
А есть еще и загадки, связанные с жизнью березы. Давайте их отгадаем.
– Нa каком дереве две коры вместо одной?
Дети: (На березе.) Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
– Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
– Как называется кора березы? (Береста.)
– Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь.)
– Почему кору березы очень любят ученые-историки?
Дети: (Из-за бересты.) В древности, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
– Какое дерево весной может утолить жажду?
Дети: (Береза, ее сок.)
В теплую пору сокодвижения вся Русь заготовляла березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок – не только вкусный напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.
- Что обозначает выражение «Березовая каша»?
Дети: Берёзовая каша – (устар.) розги. В старой школе начало нового этапа обучения отмечали угощением (кашей) из одного котла. Нерадивых учеников вместо угощения кашей пороли березовыми розгами, «угощали» кашей березовой.
- Назовите приметы связанные с березой
Дети:
1. Если берёза раньше опушается, то жди сухого лета, а если ольха – мокрого.
2. В Троицу На Руси девушки завивали березку: шли в лес, завивали берёзку венком, сестрились, меняясь крестами, и ходили хороводом вокруг наряженной лентами березки, принося ее в деревню.
- Назовите пословицы и поговорки
Дети: Бела береза, да деготь черен.
Скрипучая береза дольше стоит.
Береза – не угроза: где стоит, там и шумит.
– А теперь старинная крестьянская загадка – целая «энциклопедия березовой жизни». Попробуйте-ка угадать, о чем в ней говорится: «Стоит в поле древо древлянское. На этом древнем древе семь угодьев. Первое угодье – в избе обиходье. Другое угодье – в кругу вертится. Третье угодье – старому и малому потеха. Четвертое угодье – по церкви крыша. Пятое угодье – по дорожке след. Шестое угодье – во всю ночь свет. Седьмое угодье – всему миру масло». Вот какая сложная загадка. Сейчас мы разберемся с ней.
В избе обиходье – это некий предмет для наведения порядка, не так ли? С помощью чего поддерживают чистоту в избе? (Веник, метелка. Показ иллюстрации – слайда).
Другое угодье невозможно отгадать, не представив себе главных женских занятий – прядения и тканья. И самопрялку с крутящимся колесом, и легкое веретенце делали из березовой древесины. (Показ иллюстрации - слайда).
А что такое «сырому и малому потеха»? (Игрушки.)
Понятно, что игрушками потешают детей, – а при чем тут «старый»? (Дедушки с удовольствием мастерили игрушки для внуков. Показ иллюстрации - слайда).
Что значит «по церкви крыша»? (Для кровли годится березовая дранка, т. е. березовые дощечки.)
«По дорожке след» оставляет обувь. Какую обувь можно сотворить из березы? (Лапти. Показ иллюстрации - слайда).
О том, как береза давала «во всю ночь свет», вы, конечно, знаете из сказок и песен. (Лучина – тонкая длинная щепка от сухого полена. Показ иллюстрации - слайда).
А вот о седьмом угодье вы, наверное, не догадаетесь. Что значит «всему миру масло»? Неужели береза – масличное растение, как заморская олива или наш родной подсолнечник? Конечно, нет. Речь идет не о масле, которое употребляют в пищу, а о смазочном материале. Тележные оси, чтобы колеса не скрипели, смазывают дегтем.
Вот мы и разгадали загадку о «семи угодьях».
Игра «Березка»
Играя в игру «Берёзка», ребята в кругу поют:
Берёзка белен,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка-«берёзка», стоящая в кругу, под песню собирает у играющих платочки, стараясь запомнить каждого хозяина, поднимает их над головой, изображая шум листьев, шуршит платьем и платочками. Дети запевают:
Берёзка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит.
Под приговор: «А осенью корни у берёзки усыхают, листочки опадают!» – девочка-«березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Ведущий: Часто о березе мы говорим…
- стройная
- высокая
- кудрявая, а как еще можно назвать березу?
Дети: берёза – белая, белоствольная, весёлая, высокая, грустная, густая, задумчивая, зелёная, кудрявая, милая, молодая, нарядная, нежная, печальная, поникшая, пышная, робкая, русская, светлая, серебристая, стройная, тонкая, юная.
Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху
Ребенок:
Ты видел, как рождаются березы?
Совсем, как травы:
Стебель да листок.
Средь бела дня
Или на зорьке розовой,
Чуть полыхнет очнувшийся восток, –
Посмотришь, –
Приподнялся из пеленок
И, как былинка хлипкая, стоит
Березы русской маленький ребенок,
И вовсе не борец, а юн на вид
Нe всякий и заметит эту кроху,
Два-три едва раскрывшихся листка.
Ей сызмала не раз придется плохо:
То – непогода,
То земля жестка,
То – солнце заслонить
Стремятся травы.
О, сколько в жизни надо испытать и вынести,
Чтоб стройной да кудрявой
Да белою березонькою стать!
Песня «У березы» (слова и музыка С. Насауленко)
Ведущий: В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась oт нашествий, давала отпор многочисленным завоевателям из Европы. Одержала наша страна Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, cecтep. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и. русскую березу.
Ребенок: (в форме солдата (слайды иллюстрации)
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Cтуденый сок бежал, как слезы.
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!»
Ведущий: В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, и чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березы у Вечного oгня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.
Музыкальная композиция «Аист на крыше»
Ведущий: О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ.
Давайте завершим нашу беседу стихотворением Всеволода Рождественского. На прощание послушаем его «Березку».
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесилa с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы.
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Под песню «В этой роще березовой» дети покидают зал.