Татьяна Шишова
Проект «Белые медведи парка флоры и фауны «Роев ручей»
▼ Скачать
Белые медведи парка флоры и фауны Роев ручей
"Берые медведи парка флоры и фауны "Роев ручей"
"Детский сад №309" г. Красноярск
Воспитатель: Шишова Т. П.
Описание актуальности образовательного проекта "Белые медведи парка флоры и фауны "Роев ручей"
Проблема:
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Публикация «Проект „Белые медведи парка флоры и фауны „Роев ручей“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью формирования начал экологической культуры населения и имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры личности, одновременно к процессу приобщается значительная часть взрослого населения - работники сферы дошкольного воспитания и родители, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими изменениями в ней в разное время года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому и всему окружающему.
У каждого человека есть дом - место, где ему уютно и хорошо, где его всегда ждут. Город, в котором он живет, это тоже наш дом, только общий. Достопримечательности, это места отдыха и развлечения.
Проведенный среди воспитанников опрос показал, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе и о соцкультурных наследиях родного города. Дети сомневаются в ответах недостаточно владеют информацией так, как родители не имеют возможности посещать соцкультурные учреждения города из-за высокой занятости.
Знакомство с родным городом, улицами, с соцкультурным наследием, известными людьми, прославившими район, город, имеет неоценимое значение для познавательного, нравственного, социально-личностного развития детей, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному городу, помогает создавать условия для развития гражданских чувств.
Дошкольники должны знать: как устроена жизнь в районе; знать родные улицы; должны знать места отдыха и развлечения; уметь правильно совместно с родителями посещать значимые соцкультурные наследия своего города.
И тогда они будут не только гордиться своим городом и районом, и своим наследием, но и будут заботиться о нем, решать экологические проблемы своего города, наследия и проблемы всей страны в целом.
Идея проекта:
• Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в проектную деятельность.
• Формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Вид проекта: нравственно - патриотический
Тип проекта: иформационно- творческий.
Цель проекта:
Воспитание любви к родной природе, природе своего края, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Задачи проекта:
• развивать личность юного гаражанина, его индивидуальность;
• стимулировать познавательную деятельность дошкольников;
• информировать детей и родителей о возможности использования соцкультурных наследий,
достопримечательностях родного города;
• развивать целеустремленность, активность, любознательность, инициативу, ответственность за окружающую среду;
• закрепить знания детей о животных Красноярского парка флоры и фауны "Роев ручей";
• дать детям элементарные знания о внешних отличительных особенностях белых медведей от других представителей этого вида (среда обитания, внешний вид, питание);
• стимулировать поисковую деятельность, умения решать проблемные экологические задачи;
• воспитывать любовь к живой природе.
Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет, родители
Время проведения: февраль - март
Продукт проекта: фотовыставка: "Животные парка флоры и фауны "Роев ручей", "Белые медведи "Роева ручья";
конкурс стихов про животных "Обитатели "Роева ручья", посвящённых дню рождения Красноярского парка флоры и фауны.
Предполагаемый результат:
- формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста;
- приобщение и проявление интереса к культурным традициям своего города;
- расширение представлений о многообразии животного мира Красноярского парка флоры и фауны "Роев ручей", его питомцах (белых медведях, как представителей исчезающего вида животных на земле.
- желание защищать природу, проявлять заботу и сочувствие;
- вероятность возможностей умения решать в будущем экологические проблемы своего города, наследия и проблем своей страны в целом;
- проявление инициативы родителей: творчество, подбор материала, по теме проекта, подготовка детей к конкурсу стихов;
- эмоциональное удовлетворение детей от участия во всех мероприятиях краткосрочного проекта, сплоченность детского коллектива.
Проект состоит из трёх этапов:
1. Подготовительн6ый этап (организационный);
2. Основной этап (реализация проекта);
3. Завершающий этап: конкурс стихов про животных "Обитатели "Роева ручья", посвящённых дню рождения Красноярского парка флоры и фауны.
1. Подготовительный этап:
Подготовить подборку информации по теме проекта:
- содержание белых медведей в неволе, в зоопарке;
- проблемы исчезновения белых медведей, как вида;
- событийные факты появления и содержания белых медведей в парке флоры и фауны "Роев ручей"города Красноярска;
- литература для детей о животных крайнего Севера;
- подготовить оборудование (иллюстративный материал, дидактические игры, макеты животных, фотоальбомы).
Работа с родителями:
Цель: Формирование у родителей способности совместного участия с ребёнком в проекте, способности понять потребности ребёнка, умение видеть перспективы его развития.
Основные задачи в работе с родителями.
1. Объединить усилия педагога и родителей для развития и воспитания детей посредством вовлечения их в краткосрочную проектную деятельность.
2. Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и совместного решения проблемы.
I. Организационная часть:
Консультации:
• информировать родителей о возможности использования соцкультурных наследий и достопримечательностях родного города,
• ознакомить с информационным блоком по теме проекта для воспитателей и родителей,
• консультировать о правилах поведения нахождения в зоопарке (парке флоры и фауны " Роев ручей").
Папки - передвижки для родителей:
• картотека литературных произведений современных красноярских поэтов и писателей о животных парка флоры и фауны " Роев ручей",
• правила поведения в общественных мечтах (в зоопарках, парках, детских площадках, в местах скопления народа, в праздничных шествиях).
Предложения и рекомендации:
• семейный просмотр каналов телевещания Красноярского края, передача "Обитатели флоры и фауны "Роев Ручей", " С днём рождения, "Роев ручей!" и т. д. ;
• семейный просмотр каналов телевещания "Живая природа";
"Зоопарк";
• составление семейного группового фотоальбома к проекту "Прогулка в "Роев Ручей".
• семейный просмотр мультфильма: "Умка на Севере";
• подготовка детей к конкурсу стихов о животных "Обитатели "Роева ручья"(конкурс посвящён дню рождения красноярского парка флоры и фауны).
Деятельность детей:
• совместно с родителями посетить парк флоры и фауны;
• как можно больше узнать информацию обитания бурых и белых
медведей;
• подготовиться к выступлению с рассказом в группе;
• сделать поделки, рисунки, выучить стихи к конкурсу и др.
Оснащение предметно - развивающей среды:
• фото альбом: " Я живу в городе Красноярске", "Зимняя сказка родной Сибири".
• тематический фото - стенд "Животные "Роева ручья", " Белые медведи "Роева ручья";
• выставка детского изобразительного творчества: " Белые медведи".
• выставка поделок из пластилина "Животные "Роева ручья".
Формы и методы:
1. беседа
2. рассуждение
3. познавательные минутки;
4. чтение художественной литературы;
5. чтение рассказов и сказок о животных Севера;
6. рассматривание иллюстраций и фотографий медведей (бурых и белых в сравнении);
7. придумывание экологических сказок в защиту медведей;
8. решение проблемных экологических ситуаций (метод ТРИЗ - РТВ);
9. разучивание стихов о животных;
10. лепка
11. поэтапное рисование
12. вечер загадок о животных;
13. сюжетно - ролевые и подвижные игры по теме проекта.
II. Основной этап:
Познание (формирование целостной картины мира и расширение кругозора:
• беседа "Белые медведи из парка флоры и фауны "Роев ручей" (Марфа, Урсула и Феликс);
• беседа "Прогулка в зимний лес";
• занятие "Животные жарких стран в красноярском парке флоры и фауны;
• виртуальная прогулка " В зоопарк" (методы ТРИЗ - РТВ).
Развитие речи / Художественная литература:
• игра- путешествие "На Северный полюс вместе с Умкой";
• чтение сказок и рассказов "Отважный пингвинёнок","Пингвиний пляж", "Песец и олень", "Морской леопард", т. д. Г. Снегирёв;"Доктор Айболит К. Чуковский, "Детки в клетке" С. Маршак;
• чтение пословиц и поговорок о животных;
• отгадывание загадок про животных и птиц: "Роев ручей детям".
• конкурс стихов к группе "он - лай с родителям" - "Обитатели "Роева ручья", посвящённый дню рождения красноярского парка флоры и фауны
Художественное творчество:
• лепка "Белый медведь";
• лепка "Жираф заболел";
Изобразительная деятельность:
• рисование "Умка на льдине"
• рисование "Жираф"
• прогулка "Узоры на снегу".
Конструирование:
"Мы строители"
"Мост через реку"
"Зоопарк для животных"(лего)
Коммуникация:
• рассматривание фото, репродукций, иллюстраций "Питомцы "Роева ручья";
• составление и выступление детей с творческим рассказом о посещении парка "Роев ручей";
• беседа
Наблюдения:
• наблюдения за животными на территории парка "Роев ручей"(семейный поход);
• снежинка на ладошке;
• экспериментирование в группе, таяние снега и льда -" Снег и лёд";
• конкурс рисунков на участке - "Узоры на снегу".
Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
• беседа о экологической проблеме исчезновения вида белых медведей "Откуда может прийти беда?";
• беседа "Что было бы, если б на Севере наступило жаркое лето?"(метод решения проблемных жизненных задач, методы ТРИЗ - РТВ);
• составление рассказа по опорным экологическим схемам: "Что было, что есть, что будет!".
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
"Волшебный мешочек" (развивать умение определять форму животного на ощупь)
"Чего не стало?"
"Мамы - детки"
"Назови ласково"
"Один - много" (образование множественного имени существительного, в родительном падеже
" Кто, что ест"
" Где, чей домик?"
" Отгадай, кто я?"(загадки о животных Севера)
" Собери разрезную картинку" картинку"
"Составь предложение"
Подвижные и сюжетно - ролевые игры:
"Мы весёлые ребята"
"Лошадки"
"Заморожу"
"В зоопарке я живу. "
Информационный блок по теме проекта для воспитателей и родителей.
Многие зоопарки мира вносят существенный вклад в познание биологии вида, размножения, поведения и восполнения исчезающих видов животных на земле.
Белые медведи издавна содержатся в зоопарках и зверинцах, где пользуются большой популярностью у посетителей. Они занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу России. По оценкам специалистов, в мире насчитывается от 22 до 31 тыс. этих животных. Значительное поголовье белых медведей, содержащихся в неволе, представляет своего рода "страховой фонд", в какой-то мере предотвращающий угрозу полного исчезновения этих зверей на земном.
К сожалению, они являются предметом спекуляции и браконьерской охоты.
Пробуждая чувства симпатии к белым медведям, зоопарки играют немаловажную роль в их охране.
В чем уникальность белых медведей красноярского зоопарка? В отечественных и зарубежных зоопарках образовалась уже целая очередь за медвежатами парка "Роева Ручья", рождающимися в неволе, и эта очередь расписана на много лет вперед. Именно поэтому тематическая серия фотографий, посвящена уникальным арктическим питомцам Красноярского Парка флоры и фауны "Роев ручей" - белым медведям Феликсу, Урсуле и Марфе Все белые медведи парка - осиротевшие в дикой природе медвежата, спасённые людьми и питомцы-любимцы Парка «Роев ручей». Всех объединяет одно - все мишки были малышами - сиротами и могли погибнуть, но в результате согласованных и оперативных действий многих людей были спасены. Это единственный уникальный и бесценный природный генофонд белых медведей в России и мире, содержащихся в зоопарке.
В "Роевом ручье", в парке флоры и фауны создан центр спасения белых медвежат-сирот
Эти спасательные мероприятия проводятся при финансовой поддержке ПАО "НК «Роснефть", под опекой которой находятся белые медведи во всех российских зоопарках. Один из совместных проектов — строительство нового вольера для живущих в "Роевом ручье" белых медведей. Сейчас на новой осваиваемой территории парка строится большой просторный вольер – новый дом для белых медведей "Роева ручья". Здесь всё необходимое для комфортного проживания и размножения зверей: большие бассейны, удобные логова и родовые.
Старые вольеры планируется использовать для временной передержки спасённых медвежат-сирот.
Создание мобильной бригады в "Роевом ручье"— это тоже совместный проект красноярского парка флоры и фауны, "Роснефти» и АНО "Общество дикой природы". Ранее — летом текущего года — результатом их сотрудничества стала разработка целой линейки игрушек для белых медведей, живущих в неволе. Их изготовили в Дивногорске и подарили всем зоопаркам России, ведь физическая активность зверей важна для их здоровья.
По словам его директора Андрея Горбаня, работает специальная мобильная бригада, которая в любое время готова вылететь на арктическое побережье для спасения белых медведей. Специалисты "Роева ручья" могут совершать выезды не только по территории Красноярского края, но, если понадобится, и в другие регионы. Главная задача мобильной бригады — в короткие сроки предотвратить угрозу жизни вышедшего к людям медвежонка-сироты, то есть доставить животное в зоопарк, где его осмотрит ветеринар, и в случае необходимости вылечить. Дальнейшую судьбу зверя определит Росприроднадзор — вернуть его в естественную среду обитания, но подальше от людей, либо определить в один из зоопарков страны.
Для спасения и перевозки белых медведей гуманным способом разработали специальный ящик. Он представляет собой модуль, состоящий из двух частей. Первая — это клетка-ловушка с приманкой на верёвке. Когда медведь начинает есть наживку, ящик закрывается. Затем к этой клетке прикрепляют вторую часть модуля с поддонами для биологических отходов зверя — в таком виде переноска готова к транспортировке. Устройство лёгкое по весу и простое в использовании, с ним справится любой.
Модуль проходит испытание на медведях-питомцах красноярского зоопарка. Замечания затем передадут производителям, чтобы они усовершенствовали приспособление для перевозки животных. Согласно статистике, ежегодно только на арктическом побережье к людям выходят 5-8 белых медвежат-сирот. Такими транспортировочными модулями, с запасами еды и медикаментов, планируется оснастить все места возможного выхода белых медвежат к людям на Севере, чтобы работающие там геологи, метеорологи и другие специалисты могли поймать зверя и передать его мобильной спасательной бригаде. В будущем на Севере можно было бы создать что-то наподобие заказника, куда медвежат-сирот поместят в целях безопасности для осмотра либо лечения, чтобы потом выпустить их на природу, ведь зоопарк — не идеальное место жизни для зверя.
Российские зоопарки выступают за то, чтобы белые медведи, изъятые из природы при угрозе их жизни, не покидали территорию России. Даже если им суждено жить в неволе, они должны создать в зоопарке устойчивую резервную популяцию. И тогда, если что-то случится в природе с дикими медведями, мы должны иметь возможность получить потомство в зоопарке, и выпустить его в природу, чтобы белые медведи всегда населяли Север.
Специалисты Парка "Роев ручей" имеют большой опыт по спасению и содержанию белых медведей. В конце мая 2006 года сотрудникам зоопарка поступила информация, что далеко от Красноярска, возле самого Северного полюса, на острове Врангеля к зимовщикам прибился маленький медвежонок, который от голода и отчаяния, невзирая на природный страх, вышел к людям. Его разместили в сарае с углем, при местной кочегарке. По состоянию зубов ветврачам удалось определить, что животному уже шесть месяцев, но выглядел он на два, два с половиной. Медвежонка назвали Феликс, что означает Счастливый. И вправду счастливый, говорят зоологи, еще бы чуть-чуть, и… но выжил, вышел к людям, не убили, не загрызли собаки, вынес длительный перелет.
Следующие шесть месяцев были борьбой за жизнь и здоровье малыша. Ветеринарные врачи и зоологи Парка «Роев ручей» не покладая рук выхаживали и выкармливали его, ставили уколы, приучали к нормальной пище, всячески «адаптировали» к жизни. Сейчас он огромный полярный медведь, любимец посетителей и гордость парка.
Спустя четыре года, с полуострова Таймыр были привезены два медвежонка – самочки Аврора и Виктория, которые получили шанс на выживание благодаря зоопарку.
В красноярском зоопарке сейчас содержатся 4 медведя, три из которых были спасены после того как вышли к людям. В таких ситуациях животное, особенно детёныш, испытывает даже в природе не только голод, но и стресс от повышенного внимания человека. Например, медведица Урсула, прежде чем попасть в «Роев ручей», больше 3-х месяцев разгуливала в районе посёлка Диксон. Медвежонком её спасли и привезли в красноярский парк флоры и фауны осенью 2018 года.
А самка медведя Марфа появилась в «Роевом ручье» прошлым летом, операция по её спасению проходила в Норильске. Медведица была впервые замечена на окраине Норильска 16 июня, но вскоре ушла в сторону Хараелахских гор. Как сообщает официальный сайт мэрии Норильска, 17 июня медведь вернулся в город в районе Талнаха. Снимки белой медведицы, гуляющей по Норильскому промышленному району, буквально наводнили интернет. Хотя город и носит титул самого северного в мире, для жителей Норильска такой гость – событие. Естественный ареал обитания белых медведей намного севернее — примерно в 500-1500 км. от Норильска. За всю историю Норильска это второй случай появления белого медведя. Последний раз такого «белого ходока» тут видели в апреле 1979 года. Вышедший к людям зверь был застрелен милиционером из Талнаха. В этот раз судьба медведицы сложилась благополучнее. В ситуацию вмешались министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, полиция, МЧС и Росгвардия, наблюдавшие за гостем. Требовалось быстро принять решение. Белые медведи занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу России. По оценкам специалистов, в мире насчитывается от 22 до 31 тыс. этих животных. 19 июня, в Норильск прилетели специалисты Красноярского парка, а 21 июня пассажирский самолет со специалистами парка и ценным грузом на борту приземлился в аэропорту Красноярска, а уже через два часа молодая медведица была помещена в вольер. При нормальном весе для её возраста 180 — 200 кг, мы зафиксировали вес 106 кг. Это сильное истощение. Начался длительный процесс реабилитации. Сегодня красавица Марфа - это более 200 килограмм белоснежного обаяния и арктической степенности.
Вот такие истории…