Оксана Аникина
Конспект занятия по знакомству с народной игрушкой «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой.
Образовательные задачи.
• Формировать у ребёнка представления о русских народных игрушках.
• Познакомить с историей и традициями на Руси.
Развивающие задачи.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с народной игрушкой „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
• Развивать связную устную речь ( пополнение и обогащение пассивного и словарного запаса с новыми словами: «кукла-оберег», «безликая».
• Развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
• Развивать зрительное восприятие;
• Развивать слуховое восприятие;
• Развивать мыслительную деятельность;
• Развивать внимание, память, логическое мышление;
Воспитательные задачи.
• Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
• Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
Здоровье сберегающие задачи
• Планировать объем материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
• Соблюдать правильную посадку ребёнка (или следить за правильной посадкой ребёнка);
• Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• Соблюдать режим охраны зрения;
• Чередовать статические и динамические задания;
Оборудование и материалы: сундук; куклы тряпичные («Зайчик на пальчик); соломенные, деревянные и глиняные игрушки; современные куклы; фото - презентация русских народных кукол «Кувадка», «Столбушка», «Многоручка», «Неразлучники», «Зернушка», «Зайчик на пальчик», «Боец», «Масленица».
Предварительная работа: чтение Русских народных сказок, заучивание колыбельных песен и потешек.
Ход работы.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Организационный момент. (Утреннее приветствие)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
А теперь давайте мы с вами присядем.
Посмотрите, что нового появилось в группе?
Что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на сундук)
Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами отгадаем загадку:
Я хорошая игрушка-
Каждой девочке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла)
Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука достает красивую современную куклу)
Поисковый этап.
А какие у вас есть куклы?
А я вам хочу показать, какие куклы есть в этом сундуке. ( воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются от современных кукол? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?
( У кукол есть : глаза, волосы, руки, ноги, платье. -А из какого материала они сделаны? Ответы детей)
Сегодня я расскажу вам, как в старину делали кукол. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки Как вы думаете, почему они так называются? (от каких слов).
- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей.
- Изготавливали игрушки из подручного материала.
-Как вы думает, что значит подручный материал (Ответы детей)
-Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.
-Солома, береста, тряпки и даже из ложек
Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка. Давным–давно были вот именно такие куклы.
Гимнастика для глаз (поднять детей)
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Практический этап.
Самые первые куклы называли ласково Кувадка или Куватка. Ее делали на кануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от будущей мамы и младенца. Позже кукол стали укладывать в люльки и подвешивали над колыбелями целыми хороводами или гроздями. Кувадки служили первыми игрушками младенцев.
Кукла- Столбушка-кукла из лоскутов ее делали без иглы и ножниц. В основе куклы-столбик, отсюда и название Столбушка. Столбушка-кукла-оберег поэтому она «безликая» охраняла дом от зла.
Кукла Многоручка. Кукла помощница по хозяйству, в старину верили в то что куколки им помогали, советовались с ними, рассказывали о своих секретах и заботах. Когда делали ручки куклы, обязательно приговаривали: «А вот эта ручка будет помогать мне в огороде, а вот эта-по дому хозяйничать, а вот эта-кушанье готовить». Таких куколок подружки преподносили в качестве свадебного подарка невесте, чтобы у нее в новом доме все спорилось и ладилось, и чтобы она все успевала, была хорошей хозяйкой дома. (кукла-оберег)
Кукла Неразлучники. Парная кукла «Неразлучники» ее с давних времен дарили на свадьбу молодожёном как символ новой семьи. Самая главная особенность этой куклы-общая рука, как и название куклы, означали что отныне супруги будут неразлучными, пойдут по жизни «рука об руку» и всегда будет вместе в беде и в радости. Неразлучников не просто хранили после свадьбы в красном углу горницы: с появление детей они дополнялись куколками-мартеничками, созданными из пучков белых ниток. Мартенички символизировали детей: сколько их рождалось, столько куколок появлялись на общей руке. Куклы-Неразлучники считались оберегами, символами семейного благополучия и счастья.
Кукла Зернушкка- делали после сбора урожая, чтобы в доме был богатый стол и радость, в мешочек клали зерно.
Все эти куклы – обереги, т. Е. они оберегали людей от зла.
Что необычного вы заметили у этих кукол?
Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и она могла навредить хозяину.
Домовой покровитель дома,обеспечивающую нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных.
Предлагаю Вам поиграть в русскую народную игру «Домовой».
Русская народная игра «Домовой»
Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню. Водящий в кругу.
Дедушка Домовой,
Мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись,
Вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай,
Да и нам задание дай.
Ты на печке не лежи,
Что нам делать покажи.
Домовой в центре круга выполняет разные движения. Дети повторяют движения, которые им показал Домовой.
После окончания игры дети садятся на поляну знаний.
- Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?
Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Воспитатель демонстрирует игровые куклы: «Зайчик на пальчик», «Кукла боец», «Кукла из деревянной ложки, обмотаная лоскутками ткани», деревянные и глиняные игрушки. (Воспитатель с детьми рассматривают игрушки)
- Ребята, вспомните, какую куклу мы с вами делаем к Масленице? (Ответы детей) Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.
- На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.
Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята вам понравилось знакомство с народной игрушкой?
Что вы сегодня узнали?
Что было интересно узнать?
Какие новые слова вы запомнили?
А что было очень трудно запомнить?
Последующая работа.
Предлагаю вечером отрыть мастерскую по изготовлению тряпичных кукол.
Сюжетно ролевая игра: Мастерская игрушек
Предлагаю вечером отрыть мастерскую по изготовлению тряпичных кукол.
«Пеленашка»
«Зайчик на пальчик»