Анастасия Асадова
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 лет
Тема: Черно-белое королевство
Цель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;
Публикация «Конспект занятия по программе „Азбука шахматной игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;
- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Оборудование и материалы: напольная шахматная доска и шахматные фигуры; комплекты настольных шахмат в необходимом количестве; кубик (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры : «Шахматный кубик»; «Волшебная карта»; костюмы: Волшебник, Шахматные фигуры (король, ферзь, слон, пешка, ладья, конь)
Компьютерное программное обеспечение : «Динозавры учат играть в шахматы» (1-е занятие)
1. Вводная часть:
Занятие начинается в рекреации 1 этажа
Педагог:
- Здравствуйте, ребята, сегодня мы пригласили вас, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть. Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю, сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)
Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство шахматных фигур, которые ведут к кабинету «Азбуки шахматной игры»)
Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте найдем его. (Дети по карте ищут дорогу и проходят в кабинет).
Вот мы его и отыскали, добро пожаловать в шахматное королевство!
Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?
2. Основная часть.
2.1. Знакомство с шахматной доской
- Но почему же Королевство называется Черно-белым? (предположения детей)
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску).
- На, что похожа шахматная доска?
- Что вы видите на доске?
Черные и белые клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом.
Игра «Цвет поля» :
Дети по заданию педагога располагаются на напольной шахматной доске :
- только на черных полях, только на белых полях, занимают поля на первой горизонтали, сделать шаг вперед на два поля, шаг вправо на три поля и т. д.
Какие, вы молодцы, замечательно играли. Ребята, а вы хотите, познакомимся с обитателями шахматного королевства, и научится играть в эту удивительную и увлекательную игру?
2.2. Знакомство с шахматными фигурами
Звучит волшебная музыка, водит Старик Хоттабыч.
Старик Хоттабыч:
- О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!
Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные педагоги! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?
Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.
Родиной шахмат считается Индия. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король-
Его хранит отряд.
Давайте познакомимся с шахматными фигурами. (дети рассаживаются за настольные шахматы)
Под музыку входят король и королева.
КОРОЛЕВА: Вот властелин идет, Король.
КОРОЛЬ: Но правит все же Королева.
Мы партии познаем соль
Когда найдем защиту слева.
КОРОЛЕВА: Мой Король – отважный воин
Пешке помогать идет.
Ее грудью защищает
И в обиду не дает.
У меня есть и другое название – ФЕРЗЬ, что в переводе значит “советник”. (дети на доске показывают и называют фигуры)
Входит “ пешка”. Старик Хоттабыч расставляет фигуры на доске.
Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя всегда героем мнит.
Входит “ конь”.
Конь шахмат – вовсе и не конь.
Он мудрый, хитрый дипломат.
И скачет буквой хитрой он.
И объявить желает мат.
Появляется “ слон”.
Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
Входит “ладья”.
Её манёвр – сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали.
Ладье по нраву – "тихий" ход,
Но вот – удар, и враг в печали!
Педагог:
- Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске.
Игры : «Шахматный кубик».
Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на шахматную доску правильно.
- Кубик – Кубик покатись и ребятам покажись. Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами. Поиграем?
- Молодцы. Я, думаю, из вас мудрые шахматисты получатся.
3. Закрепление пройденного материала
Старик Хоттабыч:
- О, мудрейшие из мудрейших, что за странные машины стоят в вашем королевстве? (показывая на компьютеры)
Педагог:
- Ребята, старик Хоттабыч не знает, что в нашем современном мире играть в шахматы могут на только люди, но и умные машины – компьютеры, которые иногда обыгрывают мастеров по игре в шахматы. Покажем ему как надо на них играть в шахматы. Одна группа детей за компьютерами повторяет на звание шахматных фигур по программе «Динозавры учат играть в шахматы»
Другая группа детей за столами составляет из кубиков макет шахматной доски
4. Заключительная часть
Педагог:
- Наше путешествие подошло к концу. Мне было с вами весело и очень интересно. Вам понравилось в нашем шахматном королевстве? Что больше всего понравилось? В знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки). А сейчас нас ждёт путешествие домой с помощью нашей волшебной карты (по той же карте проходим на первый этаж, уже повторяя знакомые фигуры)
До свиданья, до новых встреч!