МААМ-картинки

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»

Анастасия Асадова
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 лет

Тема: Черно-белое королевство

Цель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.

Задачи:

- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;

Публикация «Конспект занятия по программе „Азбука шахматной игры“» размещена в разделах

- учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;

- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.

Оборудование и материалы: напольная шахматная доска и шахматные фигуры; комплекты настольных шахмат в необходимом количестве; кубик (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры : «Шахматный кубик»; «Волшебная карта»; костюмы: Волшебник, Шахматные фигуры (король, ферзь, слон, пешка, ладья, конь)

Компьютерное программное обеспечение : «Динозавры учат играть в шахматы» (1-е занятие)

1. Вводная часть:

Занятие начинается в рекреации 1 этажа

Педагог:

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы пригласили вас, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть. Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю, сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)

Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство шахматных фигур, которые ведут к кабинету «Азбуки шахматной игры»)

Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте найдем его. (Дети по карте ищут дорогу и проходят в кабинет).

Вот мы его и отыскали, добро пожаловать в шахматное королевство!

Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с шахматной доской

- Но почему же Королевство называется Черно-белым? (предположения детей)

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску).

- На, что похожа шахматная доска?

- Что вы видите на доске?

Черные и белые клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом.

Игра «Цвет поля» :

Дети по заданию педагога располагаются на напольной шахматной доске :

- только на черных полях, только на белых полях, занимают поля на первой горизонтали, сделать шаг вперед на два поля, шаг вправо на три поля и т. д.

Какие, вы молодцы, замечательно играли. Ребята, а вы хотите, познакомимся с обитателями шахматного королевства, и научится играть в эту удивительную и увлекательную игру?

2.2. Знакомство с шахматными фигурами

Звучит волшебная музыка, водит Старик Хоттабыч.

Старик Хоттабыч:

- О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!

Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные педагоги! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?

Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.

Родиной шахмат считается Индия. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король-

Его хранит отряд.

Давайте познакомимся с шахматными фигурами. (дети рассаживаются за настольные шахматы)

Под музыку входят король и королева.

КОРОЛЕВА: Вот властелин идет, Король.

КОРОЛЬ: Но правит все же Королева.

Мы партии познаем соль

Когда найдем защиту слева.

КОРОЛЕВА: Мой Король – отважный воин

Пешке помогать идет.

Ее грудью защищает

И в обиду не дает.

У меня есть и другое название – ФЕРЗЬ, что в переводе значит “советник”. (дети на доске показывают и называют фигуры)

Входит “ пешка”. Старик Хоттабыч расставляет фигуры на доске.

Хоть пешка ростом и мала,

Имеет очень скромный вид.

Но в злобе так она сильна,

Себя всегда героем мнит.

Входит “ конь”.

Конь шахмат – вовсе и не конь.

Он мудрый, хитрый дипломат.

И скачет буквой хитрой он.

И объявить желает мат.

Появляется “ слон”.

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

Входит “ладья”.

Её манёвр – сплошной кроссворд.

Горизонтали, вертикали.

Ладье по нраву – "тихий" ход,

Но вот – удар, и враг в печали!

Педагог:

- Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске.

Игры : «Шахматный кубик».

Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на шахматную доску правильно.

- Кубик – Кубик покатись и ребятам покажись. Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами. Поиграем?

- Молодцы. Я, думаю, из вас мудрые шахматисты получатся.

3. Закрепление пройденного материала

Старик Хоттабыч:

- О, мудрейшие из мудрейших, что за странные машины стоят в вашем королевстве? (показывая на компьютеры)

Педагог:

- Ребята, старик Хоттабыч не знает, что в нашем современном мире играть в шахматы могут на только люди, но и умные машины – компьютеры, которые иногда обыгрывают мастеров по игре в шахматы. Покажем ему как надо на них играть в шахматы. Одна группа детей за компьютерами повторяет на звание шахматных фигур по программе «Динозавры учат играть в шахматы»

Другая группа детей за столами составляет из кубиков макет шахматной доски

4. Заключительная часть

Педагог:

- Наше путешествие подошло к концу. Мне было с вами весело и очень интересно. Вам понравилось в нашем шахматном королевстве? Что больше всего понравилось? В знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки). А сейчас нас ждёт путешествие домой с помощью нашей волшебной карты (по той же карте проходим на первый этаж, уже повторяя знакомые фигуры)

До свиданья, до новых встреч!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4 группыКалендарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4 группы Раздел III - Русские народные праздники - 5 часов. 19 - 20. Тема: Русские народные праздники. Цель: Воспитание гражданско-патриотических.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Оренбургская азбука»Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Оренбургская азбука» Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотические чувства в процессе ознакомления с историей, культурой и природой Оренбургской.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки»«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки» Конспект по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» воспитателя МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик»» Жиделёвой М. Ю.

Конспект занятия по программе «Я, ты, мы» в подготовительной к школе группе «Ты и твое имя»Конспект занятия по программе «Я, ты, мы» в подготовительной к школе группе «Ты и твое имя» Цель: Развивать представления детей об имени Упражнение приветствие «Здравствуй» Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Дорожная азбука»Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Дорожная азбука» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия в первой младшей группе «Кошкин дом» по программе безопасностьКонспект занятия в первой младшей группе «Кошкин дом» по программе безопасность Конспект занятия в 1 младшей группе «Кошкин дом» по программе безопасность. Воспитатель Арутюнян Наталья Николаевна. Смоленская область.

Конспект занятия «В стране шахматной королевы» для детей подготовительной группыКонспект занятия «В стране шахматной королевы» для детей подготовительной группы В стране шахматной королевы. Цель. Создания условий для интеллектуального развития дошкольников. Задачи: • Активизировать мыслительную деятельность,.

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»
Опубликовано: 22 июня 2023 в 09:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Асадова (УИ 3265950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД