Наталья Крючкова
Авторитет родителей в воспитании ребенка
Авторитет родителей покоится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.
Лица, осуществляющие уход, используют любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи.
– Какое у тебя красивое платье! – учительница поворачивается к Юле. - Кто купил это для тебя?
– Моя бабушка сшила его мне на день рождения, – не без гордости ответила девочка.
Публикация «Авторитет родителей в воспитании ребенка» размещена в разделах
– У тебя хорошая бабушка, заботливая, руки у нее золотые. А как она любит свою внучку Юленьку! Когда вечером придешь домой, скажи бабушке, что мне очень понравилось платье. Поцелуй бабушку и еще раз скажи "спасибо".
"Мама – мастерица", "Мама -рукодельница", "Папа - мастер на все руки" - часто слышат дети от воспитателя.
А. С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько типов ложного авторитета родителей, которые также встречаются в современных семьях.
1) Авторитет любви : родители в таких семьях хвалят ребенка, показывают ему свои чувства, защищают его от любых трудностей. Все это при постоянной тревоге за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, взрослея, ни с кем не считается, у которого формируется зависимое положение.
2) Авторитет доброты : родители позволяют ребенку все. Они все прощают, выполняют любую прихоть и каприз. Дети командуют своими родителями, капризничают, упрямятся и требуют того, что им запрещено. В результате в семье вырастет питомец, который предъявляет непомерные претензии, требовательность, мало что дает обществу и семье, не признает запретов.
Детям с этими двумя типами образования трудно войти в детский коллектив.
3) Авторитет подавления : развивается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий в основном от отца. В случае непослушания, сопротивления отец раздражается и начинает кричать. В такой семье ребенка часто наказывают. Естественно, вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот.
4) Авторитет педантичности : родители стремятся сохранять дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, читают длинные лекции и назидания по любому поводу. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке ребенок либо подчиняется и выполняет все приказы взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, независимый человек со вздорным характером.
5) Авторитет развязности : родители чрезмерно гордятся своими достижениями, подчеркивают их перед другими. В таких семьях гордятся не тем, что они "знают", а тем, что у них "есть". В этих семьях царит культ денег и связей, смешиваются истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, выражения пренебрежения к другим, у которых нет того, что является самым важным для этих семей, взрослые формируют у детей психологию потребителя. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми бизнесменами и бездельниками.
6) Авторитет подкупа : послушанием детей и хорошим отношением к себе родители, сами того не замечая, "подкупают" ребенка подарками, бесконечными обещаниями. "Если ты будешь хорошо себя вести, то я куплю. " – мы часто слышим эту фразу в разговоре между матерью и ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не сделает что-то невыгодное для себя. Он постарается извлечь выгоду из всего.
Формирование личности ребенка определяется всем укладом жизни семьи. А. С. Макаренко называл это "общим тоном семьи". Это действует на ребенка независимо от отца и матери, а иногда даже вопреки им. Общий тон семьи создается личностью родителей, их гражданским: идеологическим и политическим сознанием, отношением к социальной работе, а также к домашнему труду, направленному на удовлетворение потребностей всех членов семейного коллектива. В семье, где отец и мать не делят домашние дела на "женские" и "мужские", они относятся друг к другу, своим родителям и детям с равным уважением и заботой, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке позитивного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.