Юлия Сунчукова
Консультация для родителей «Автоматизируем звуки правильно»
Цель:
-Расширить представление о необходимости сотрудничества ребенка, родителя и логопеда по автоматизации звуков.
- Оказать практическую помощь по автоматизации поставленных звуков у детей.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из важнейших условий нормального развития ребёнка и дальнейшего его успешного обучения в школе. Поэтому следует помнить, взаимодействие педагога и семьи имеет большое значение в речевом развитии детей, так как лучшие результаты отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизируем звуки правильно“» размещена в разделах
Настал долгожданный момент: ребенок научился произносить трудный для него звук. Звук изолированно поставлен, но в речи «теряется». Многие задумываются, почему же так происходит. Изолированно ребенок произносит звук, а в словах не всегда получается. А получается только тогда, когда просим ребенка правильно произнести, т. е. под контролем.
Это явление говорит о том, что пришло время для важного этапа – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Именно на этом этапе очень важно сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей.
Что же такое автоматизация? Это тысячекратное повторение звука в слогах, в словах (в начале, в середине, в конце слова, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и рассказах, в процессе которого ребёнок учится правильному произношению звуков в связной речи.
Если не закрепить в речи ребёнка правильное произношение звука, он по-прежнему будет произносить звук не верно. Скорее всего овладев правильным произношением звуков, ребёнок их употреблять в своей речи не будет.
Конечно в этот период поддержка со стороны родителей просто незаменима. Родители должны контролировать речь ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Если ребенок произносит звук неправильно нужно поправить его.
Естественно повторять за родителями слова или фразы каждый раз ребёнку будет скучно. Поэтому наилучший способ закрепить звуки, делать это в игре.
Ошибки при автоматизации, звуков, которые часто допускают родители при автоматизации звуков дома.
1. Начинают автоматизировать звук, когда ребенок еще не умеет произносить его четко. Звук автоматизируем только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано, четко, при многократном повторении.
2. Автоматизируют звук, не используя подготовительных упражнений. Перед тем как начать автоматизацию звука необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
3. Автоматизируют сразу несколько звуков, которые ребенок путает в речи. Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а также звуки, принадлежащие к одной группе.
4. Автоматизируют звук в словах, скороговорках и предложениях, а также употребляются сложные слова. При работе над автоматизацией звука нужно придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.
5. Просят ребенка повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции. Очень важно чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел, как ему показывают правильную артикуляцию. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение.
6. Автоматизируют звук на одном и том же материале. Если ребенок уже научился справляться с одним видом заданий, нужно переходить к другому более сложному.
7. Автоматизируют звук без показа наглядного материала. Для того, чтобы процесс автоматизации не был скучным, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки.
8. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически. Чтобы добиться положительного результата, нужна систематичность. Занимайтесь по 15-20 минут ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
Этап автоматизации — это продолжительный процесс. Поэтому так важно родителям уделить время на занятия с детьми. Не стоит забывать, что игра — это основной вид деятельность детей дошкольного возраста. Учитывая это, можно превратить этот сложнейший процесс автоматизации звука в игру, используя наглядность, а также специально подобранный речевой материал. Не у каждого найдутся дома специальные пособия и картинки, поэтому необходимо включить в работу по автоматизации звуков всю свою фантазию.