Татьяна Ивашова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика»
Исполнитель : Ивашова Татьяна Валерьевна
Содержание
1. Введение …. 3
2. Артикуляционная гимнастика – как основа правильного
произношения …4
3. Для чего нужна артикуляционная гимнастика….6
4. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. 7
5. Организация проведения артикуляционной гимнастики…7
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
6. Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения…8
7. Заключение…. 9
8. Список использованной литературы…10
ВВЕДЕНИЕ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА –
КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.
Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Данные картинки-символы используются мною как и на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти символы ребенок должен раскрасить и повторить данные упражнения перед зеркалом дома.
Символы упражнений расположены над зеркалом для индивидуальных занятий, сделаны альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы.
Данные символы используются мною и в таких игровых пособиях:
- артикуляционные кубики;
- артикуляционные круги; Эти пособия созданы для работы над определённой группой звуков.
- игровое пособие «Логокуб» позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок-символов самому ребенку, манипулируя речевым кубом самостоятельно;
- игра «Весёлая рыбалка» направлена не только на развитие артикуляторной моторки, но и зрительной ловкости в умении «поймать» рыбку;
- артикуляционная игра «Путешествие язычка» с использованием игрового поля, фишек-игрушек и кубика позволяет провести артикуляционную гимнастику в форме соревнования, игры-путешествия;
- пособие «Волшебный мешочек», где ребята с удовольствием отыскивают угадывают и достают игрушку из мешочка и используя игровое поле «Путешествие язычка» расставляют найденные фигурки на картинки-символы, выполняя при этом упражнение.
Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек, а так же с использованием нетрадиционных упражнений с шариком и ложкой способствуют совершенствованию артикуляционной моторики.
В «копилке» любого логопеда имеются «Сказки о Весёлом язычке», которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату! Сказки имеют и традиционную форму – стихотворение, сказка и загадки, а так же и более современную – мультимедийная презентация.
С появлением в рабочем кабинете логопеда компьютера использование мультимедийных презентаций существенно облегчает работу. Так как с помощью компьютерной графики можно показать выполнение любого, даже очень сложного упражнения более красочно. (упражнение «Вкусное варенье», «Грибок»)
Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактическое пособие «Язычок», который одевается на руку взрослого и ребенка. Играя с язычком, ребёнок узнаёт, что у язычка есть кончик, спинка, корешок. Картинку язычка рисуем в тетради и подписываем «Мой язычок». Знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок. Это хороший игровой приём для самоккорекции произношения, исследования звуков.
Выполняя артикуляционные упражнения с помощью вязаного язычка происходит соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Данная форма работы носит название БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Сначала рукавичка-язычок одевается на ведущую руку ребёнка, а уже после того как отработано упражнение руки и язычка, мы добавляем и вторую руку.
Так же мною изготовлена дидактическая кукла Лягушка-Квакушка, которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С ее помощью можно модифицировать вышеуказанный прием и вместе с тем она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон.
«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем : и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.
2. Каждое упражнение выполнять по 5 – 7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по счету от 5 до 10 – 15 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Лучше всего, если все упражнения проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
6. Взрослый показывает выполнение упражнения.
7. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс правильно выполняемых артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др
Заключение
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.