Татьяна Русанова
Актуализация самообразовательной деятельности воспитателей ДОУ в условиях комплексной модернизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду комплектование групп осуществляется по возрастному принципу. Одна из них – логопедическая.
Педагогический коллектив нашего детского сада представляет собой единомышленников, имеющих разный уровень квалификации. Наблюдается устойчивая тенденция повышения квалификационного и образовательного уровня педагогов по собственной инициативе. В 2011году высшее образование получили 3 педагога, 1 продолжает учиться. В результате поддержки инициатив педагогов за последние три года на 40% увеличилось количество педагогов, аттестованных на высшую и первую категории. Сегодня в детском саду 53% педагогов имеют высшее образование, 33% - высшую категорию, 42% применяют компьютерные технологии на открытых занятиях. Три педагога принимали участие в конкурсе «Педагог года в дошкольном образовании». Опыт наших воспитателей представлен во всероссийских научно – практических журналах «Логопед» и «Управление дошкольным образовательным учреждением». На базе нашего учреждения проходят заседания методических объединений для учителей – логопедов, дефектологов, старших воспитателей и воспитателей детских садов.
Публикация «Актуализация самообразовательной деятельности воспитателей ДОУ в условиях комплексной модернизации дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В современных условиях одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в осознании несовершенства существующего положения образовательного процесса и стремлении к росту.
Особенно актуальной проблема самообразования становится в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации но востребованы среди дошкольных работников в основном стационарные курсы ЧИППКРО. В последнее время мы стали посещать курсы организованные на базе педагогического колледжа.
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия.
Основными критериями оценки профессионализма педагогов в нашем детском саду являются: повышение уровня освоения воспитанниками образовательных программ, творческий рост педагога, внедрение педагогом новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Кроме того, мы ежегодно проводим анкетирование для выявления недостатков и возможностей каждого, ежегодно разрабатываем годовой план методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность. Для этого используем диагностические карты, анкеты, карты самообразования.
Полюбившейся формой методической работы в нашем детском саду является «Школа дошкольных наук». Она представляет собой интеграцию уже известных форм учебы воспитателей. Каждое занятие школы комплексное : может включать в себя и информационную часть, и дискуссию по спорным вопросам, и разработку новых практических рекомендаций. Занятия организуются по принципам развивающего обучения, где каждый воспитатель размышляет, рассуждает вслух, предлагает свою точку зрения на проблему. Любые, даже самые невероятные предложения рассматриваются и анализируются. Интересные и приемлемые – используются в работе с детьми.
«Школа дошкольных наук» существует более двух лет. По отзывам воспитателей ее популярность в том, что она демократична, нешаблонна и, что самое главное, воспитатель предоставляет возможность реализовать свой внутренний потенциал, самоутвердиться в глазах коллег.
В течение года обучение в нашей школе ведется по тем направлениям, которые вытекают из выявленных проблем.
Так, в прошлом году, перед учреждением стояла проблема создания методических разработок для проведения занятий по физическому и речевому развитию детей. В результате появились методические рекомендации, которые используют педагоги в работе. Эти рекомендации были представлены для рецензирования в педагогический колледж, и получили высокую оценку.
ШДН – это оптимальная форма работы нашего коллектива на данном этапе его существования. Но уже сейчас мы видим пути его усовершенствования. Один из которых – приглашение специалистов из педагогического колледжа на наше занятие.
Анализируя результаты работы, следует отметить, что грамотная организация педагогического процесса позволило получить следующие результаты: выпускники МБДОУ показывают высокий уровень познавательно-речевого, социально – личностного, физического, трудового развития и успешно адаптируются к условиям школьной жизни, что является показателем эффективной работы педагогов детского сада.
В прошлом году нашему детскому саду было доверено принимать участников городского конкурса «Педагог года в дошкольном образовании», в ходе которого наше учреждение получило положительные отзывы, как членов жюри, так и участников о качестве организации конкурса и уровня подготовки детей.
Однако мы осознаем, что нам необходимо совершенствоваться дальше. В связи с новыми требованиями к образовательной программе мы будем рассматривать в нашей ШДН ее структуру и содержание. Но это сложно для воспитателей, поэтому предлагаю организовать городскую творческую группу из специалистов дошкольных учреждений нашего города для ее разработки с привлечением преподавателей ЧИППКРО и педагогического колледжа;
Также, в городской конкурс «Педагог года в дошкольном образовании» предлагаем включить в программу конкурса номинацию «Педагогический дебют» для молодых воспитателей, а также «педагогические дебаты» и «защита педагогического опыта» для стажистов.
Кроме того, для увеличения количества методических материалов, разработанных педагогами нашего города предлагаю организовать конференцию по обмену опытом и провести конкурс «Методических пособий» воспитателей дошкольных учреждений.
Считаю, что предлагаемые меры позволят актуализировать самообразовательную деятельность дошкольных работников и повысить качество образовательного процесса.