Екатерина Хегай
«Агрессивный ребёнок. Причины агрессии, функции нежелательного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Опираясь на данные такой науки как прикладной анализ поведения, можно отметить такую важную тенденцию:
Проявление проблемного поведения = показатель отсутствия навыка.
• Вместо того, чтобы проявилось поведение, которое будет уместно в данной ситуации, проявляется проблемное поведение.
• Проблемное поведение можно скорректировать, только путем замены на другое поведение!
• Как и любое другое поведение, проблемное поведение находится под влиянием факторов в окружающей среде.
Публикация «„Агрессивный ребёнок, Причины агрессии, функции нежелательного поведения“» размещена в разделах
• Коррекция нежелательного поведения производится на основе взаимодействия факторов в окружающей среде и поведения. Чтобы понять, как эффективно скорректировать нежелательное поведение, нужно понять, почему оно происходит.
Основные функции проблемного поведения :
- доступ к желаемому
- избегание неприятного
- привлечение внимания
- аутостимуляция (может проявляться в виде самоагрессии при наличии сенсорных нарушений у ребёнка)
Таким образом, чтобы скорректировать проблемное поведение – нужно выяснить его функцию. В этом нам поможет сбор данных и наблюдение за поведением ребёнка.
Рассмотрим конкретный пример. В нашем детском саду, в первой младшей группе есть мальчик, который кусается и дерётся. Возраст 3 года. Рассмотрим таблицу, чтобы проанализировать его поведение. (Приложение 1)
На основе полученных данных с ребёнком проводится следующая коррекционная работа.
Одна из функций его поведения – доступ к желаемому. Нужно научить его просить, взаимодействовать с детьми, вместо битья.
Упражнение № 1 Песочная терапия «Формочки»
Проводится в мини-группе из 2-3 человек. Ребята по очереди наполняют формочки песком, передавая друг другу лопатку, получают бурную похвалу за то, что поделились, получают новый набор игрушек для песка
Упражнение № 2 Песочная терапия «Строим город»
Свободная деятельность. Педагог наблюдает как дети играют, при возникновении споров из-за игрушек помогает мирно разрешить с помощью устных и физических подсказок (если дети ещё не говорят – учим жестом просить дай, благодарить поглаживанием по руке)
Упражнение № 3 Телесная игра «Гуляки» для снятия эмоционально-мышечного напряжения
Можно проводить индивидуально или в подгруппе. Дети делают специальные движения в такт со словами:
По полю гуляли трое гуляк
После прогулки делали так
Апчи, апчи, апчи
Упражнение № 4 «Покорми акулу»
В баночке с наклейкой прорезана дырка – это рот. Дети в мини-группе по очереди кормят её фасолью. Учимся ждать своей очереди, не толкаться. Получаем похвалу от акулы и от педагога.
Таких игровых ситуаций может быть много, но воспитателям важно быть начеку и в свободной деятельности детей, для этого с ними проводятся консультации по сопровождению агрессивного ребёнка.
Иногда (реже, функция его поведения – привлечение внимания педагога. Для профилактики такого поведения нужно следить, чтобы ребёнок всегда был при деле, давать посильные и интересные поручения.
Важна работа с родителями – чтобы своими действиями дома они не подкрепляли проблемное поведение.
Спасибо за внимание!