Наталия Рябина
Агрессивный ребенок. Причины агрессии и методы коррекции поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Детская агрессия может проявляться различными способами и иметь различные причины. Прямая и косвенная агрессия, вербальная, экспрессивная, физическая и аутоагрессия - все это разновидности агрессивного поведения детей. Инструментальная и мотивационная агрессия также играют свою роль в формировании поведения детей.
Публикация «Агрессивный ребенок, Причины агрессии и методы коррекции поведения» размещена в разделах
Понимание причин детской агрессии важно для того, чтобы помочь ребенку изменить свое поведение. Самоутверждение, стремление к доминированию, месть, защитная реакция, привлечение внимания и другие факторы могут быть причиной агрессивного поведения у детей. Кроме того, влияние родителей и взрослых, их воспитание и образ жизни также оказывают влияние на поведение детей.
Поэтому внимательное наблюдение за детской агрессией и ее анализ помогут найти подходящие способы реагирования и решения проблемы. Важно помнить, что агрессия у детей может быть следствием многих различных факторов, и принятие комплексного подхода к ее решению является важным шагом на пути к изменению негативного поведения.
Агрессивное поведение у детей может быть вызвано различными психологическими факторами. Отсутствие навыков самоконтроля, низкий уровень коммуникативных навыков и интеллекта, примитивная игровая деятельность, низкая самооценка и проблемы в отношениях с ровесниками могут способствовать проявлению агрессии. Необработанная агрессия может привести к конфликтам с окружающими и асоциальному поведению в будущем.
Одной из причин агрессивного поведения у детей может быть их неудовлетворенность статусом в группе сверстников, особенно если они стремятся к лидерству. Внешняя привлекательность, обладание популярными игрушками, организаторские способности и другие факторы могут определять статус ребенка в группе. Если сверстники не признают ребенка или отвергают его, это может вызвать агрессивное поведение, направленное на обидчика.
Тревога и страх также могут стимулировать агрессивность у детей, особенно если они подвергались физическим наказаниям или унижениям. Иногда агрессивное поведение может быть способом привлечения внимания со стороны окружающих из-за неудовлетворенной потребности в общении и любви.
Протест против запрета некоторых естественных желаний и потребностей также может приводить к агрессивности у детей. Поэтому важно выявить возможные причины агрессивного поведения и работать над их решением.
Причина недостаток двигательной активности, физической нагрузки может иметь серьезные последствия для развития детей. Для коррекции этой проблемы необходимо внедрить подвижные игры, спортивные эстафеты, а также проводить "минутки радости между занятиями".
Другой распространенной причиной недостатка внимания со стороны родителей и неудовлетворенной потребности в родительской любви и принятии. Важно проводить беседы с родителями, наблюдать за поведением ребенка, вовлекать их в сюжетно-ролевые игры, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребенком.
Повышенная тревожность у детей часто связана с комплексом несоответствия. Для уменьшения тревожности можно проводить игры и занятия, направленные на снижение тревожности и формирование адекватной самооценки.
Еще одной причиной проблем ведения детей может быть усвоение эталонов агрессивного поведения в семье. Здесь важно беседовать с родителями и направлять детей к психологу, чтобы помочь им наладить адекватное поведение.
Наконец, низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков также может создавать трудности. Для коррекции этой проблемы важно проводить подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, обучать приемам саморасслабления и разрабатывать программы обучения коммуникативным навыкам.
Агрессивный ребенок – что делать?
Во-первых, стоит отказаться от требовательности, граничащей с тиранией – это только усугубит склонность ребенка к агрессии. Требования к ребенку должны быть разумными, соответствующими его возрасту и способностям.
Также стоит проследить за собой: какой пример вы подаете ребенку? Позволяют ли родители ссориться и оскорблять друг друга при нем? В методах воспитания отец и мать должны быть едины и последовательны, чтобы у детей не формировались двойные стандарты.
Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил. Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других. При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей. Профилактика агрессии – это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.
Для образного сравнения представьте, что коррекция запущенной агрессии напоминает приручение дикой лошадки – силу и слабость она не признает, а единственное, что может сработать – доверие.
Психологическая помощь агрессивным детям
Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими. В зависимости от выявленных причин необходимо делать несколько акцентов:
Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
Изменение стиля взаимодействия с детьми;
Развитие коммуникативных умений взрослых, окружающих ребенка.
Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:
Если это возможно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Рекомендации педагога:
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Конкретные методы коррекции сводятся к следующим шагам:
- Научить выражать ребенка гнев в приемлемой и адекватной форме.
- Предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
- Научить владеть собой в любой ситуации.
- Отработать приемы и навыки общения в конфликте.
- Помочь формированию эмпатии.