Алёна Михайловна Москалёва
«Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация.
Что происходит с ребенком?
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ре-бенка к новым условиям, факторах, влиящих на успешную адаптацию.
Оборудование: бумага (1/8 листа А 4,) для визиток (20 шт, бумага А 4 (40 шт, английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, плакаты (приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, любой из вариантов обратной связи (приложение 7) - на каждого участника.
Ход встречи
Упражнение «Визитки»
Публикация «„Адаптация, Что происходит с ребёнком?“ Занятие клуба для родителей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визит-ки. После того, как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке (детях, посещающих детский сад.
Упражнение «Правила нашей группы»
Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право убрать и добавить правила. Все правила запи-сываются на большом ватмане или отдельно записанные правила помеша-ются на доске (стенде, наборном полотне, стене и т. д.).
Анализ:
1. В какой степени предложенные правила ясны участникам?
2. Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременитель-ны?
3. Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограни-читься традиционными?
Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психо-логическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.
Как часто ребёнок переживает адаптацию?
Упражнение «Моё настроение» (I часть)
Ведущий: Сейчас я попрошу вас взять карандаши, лист бумаги и
нарисовать картину, которая соответствует вашему сегодняшнему состоя-нию, настроению.
По окончании рисования проводится демонстрация получившихся ри-сунков каждым участником группы. Ведущий подитоживает общий наст-рой группы и фиксирует различные проявления в подборе цвета, элемен-тах рисунка и т. д.
Таким образом, мы можем сказать, что подсчитать количество адап-тационных периодов точно не возможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно вы-делить следующие, наиболее яркие.
- Как вы думаете, какие психофизические реакции могу быть харак-терны для ребёнка в период адаптации? (Идёт обсуждение в конце кото-рого ведущий предлагает плакат с данной информацией).
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адапта-ции, ребёнок по-разному привыкает к детскому саду.
В яслях этот период не должен превышать 7 – 10 дней, в саду, для детей в возрасте около 3 – 4 лет - 2 – 3 недели, в старшем дошколь-ном возрасте - 1 месяц.
- Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду? (Идёт обсуждение в конце которого ведущий предлагает плакат с данной инфор-мацией).
- Как вы думаете, какие факторы осложняют адаптацию ребёнка? Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьёзных проблем и психологических нарушений у ребенка.
Упражнение «Ситуация»
Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.
Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогул-
ку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог так, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь ма-мы не было, и Шурик попросил помочь ему немного воспитательницу. Все дети начали смеяться, что он такой неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспо-мнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Он отказался от обеда. Не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова позвал маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательни-цы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех наб-росилась на Шурика, ругая, что он так себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал сильнее и сильнее.
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на
целый день в детском саду?
2. Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его до-
мой?
3. Как бы поступили Вы на её месте?
Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиг-рать.
Игры «По дороге в детский сад»
1. «Всё круглое (квадратное, треугольное)»
Ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы,
встречающиеся на пути.
2. «Красные (зеленые,) предметы» - по принципу упражнения № 1.
3. «Волшебные фигуры»
Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т. д.
4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей кур-тке значок и просит ребенка назвать что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.
5. «Загадки»
По дороге можно придумывать загадки. Например, можно спросить ребен-ка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке… Что это?». Или «Ры-женькая, толстенькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям… Кто это?».
Упражнение «Моё настроение» (II часть)
Участникам предлагается на новом листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению.
Анализ упражнения:
1. Что изобразили и почему.
2. Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?
Обратная связь
Ведущий предлагает родителям один из вариантов обратной связи
(приложение) или предлагает сделать запись в книге отзывов. По окон-чании письменного оформления впечатлений ведущий предлагает озвучить участников встречи свои впечатления, мысли, чувства, пожелания.
Приложение
Примерные правила обшения в группе
(плакат)
1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой пред-ставляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
3. Наша первая цель - установить позитивные контакты друг с другом.
4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
5. Мы должны прислушиваться к другим.
6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.
7. Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.
Приложение 2
Ситуации, требующие приспособления
ребенка к смене жизненных обстоятельств
(плакат)
1. Поступление в детский сад.
2. Переход из одной группы в другую.
3. Длительная болезнь.
4. Длительный отпуск.
5. Прибывание в детском саду санаторного типа.
6. Смена педагога.
7. Появление нового ребенка в группе сверстников.
Приложение 3
Психофизиологическая реакция ребёнка
в период адаптации
(плакат)
- беспокойство;
- страх;
- заторможенность (повышенная возбудимость);
- капризность;
- раздражительность;
- упрямство.
Приложение 4
Гараздо труднее и дольше
адаптируются дети, которые:
(плакат)
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными деффектами (в более старшем
возрасте);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
Анамнестические факторы риска,
осложняющие адаптацию ребёнка к детскому саду
(плакат)
1. До родов (антенатальные факторы) :
- токсикозы I и II половины беременности;
- острые инфекционные заболевания матери в период беремен-
ности;
- обострение хронических заболеваний матери в период беремен-
ности;
- приём лекарственных препаратов матерью во время беременнос-
ти;
- стрессовые ситуации у матери в период беременности;
- вредная работа матери в период беременности;
- употребление матерью алкоголя во время беременности;
- частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери;
- курение матери во время беременности.
2. Во вреям родов (интранатальные факторы) :
- осложнения в родах;
- наличие асфиксии разной степени тяжести;
- родовая травма;
- хирургические вмешательства во врме родов;
- несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.
3. После родов (постнатальные факторы) :
- недоношенность или переношенность ребенка;
- крупная масса тела (вес более 4 кг);
- заболеваемость на первом месяце жизни;
- употребление матерью алкоголя во время вскармливания;
- курение матери во время вскрмливания грудью;
- пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребен-
ка);
- искусственное вскармливание ребенка;
- фоновые заболеваня у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, ане-
мия);
- частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до
трех лет;
- задержка нервно-психического развития;
- и т. д.
Приложение 6
Правила для родителей
в период адаптации ребенка
к изменяющимся условиям
(памятка)
Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребен-
ком детского сада, чтобы он шел туда с желанием.
Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут про-
будить у ребёнка желание посещать детский сад.
Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до
первого дня посещения группы детского сада.
Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.
Правило 6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Правило 8. Предоставьте ребёнку возможность эмоциональной раз-
рядки.
Приложение 7
Варианты обратной связи
Вариант 1.
Мне понравилось….
Мне не понравилось…
Я хотела бы….
В следующий раз…
Я желаю…
Вариант 2.
Организация занятия…. ….
Помещение….…
Информация….….
Демонстрационный материал…
Общение…
Пожелания….…
Вопросы…