Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ»

Яна Игоревна Питулина
Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ»

Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ»

Питулина Я. И.

Цель мастер-класса : Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр, игр на шумовых музыкальных инструментах.

Задачи мастер-класса :

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ“» размещена в разделах

1. приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;

2. познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей;

3. познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Продолжительность мастер-класса : 30-40 минут.

Практическая значимость мастер-класса : освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей.

Участники мастер-класса : педагоги и воспитатели ДОУ.

Ход мастер-класса

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой, пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Актуальность проблемы

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе :

1. Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество.

Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

Самые оригинальные инструменты можно изготовить с помощью родителей и детей. Ими станут шумелки, шуршалки, щипалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки-шумелки

2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.

Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать, может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

Типы музыкальных игр :

-подвижные

-хороводные

-настольные

Характерным для каждой игры является наличие в ней:

-фобучающей задачи

-содержания

- правил

- игровых действий

3. Музыкально-дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука

Виды музыкально-дидактических игр :

-для развития звуковысотного слуха

-на развитие чувства ритма

- на развитие тембрового слуха

- на развитие диатонического слуха

- на развитие памяти и слуха

Все пособия условно разделены на три группы:

- пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная, музыкальных жанрах (песня, танец, марш)

- пособия, которые дают представления о содержании музыки, о музыкальных образах

- пособия, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности

Практическая часть

Предлагаю вашему вниманию игры, которые можно использовать на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….

1. «Тихая и громкая музыка» (участвуют красные нотки)

Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки : тихо (p, громко (f).

Вам нужно отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

2. «Угадай, на чём играю?» (Участвуют желтые нотки)

Цель: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов

Когда я шла сегодня на работу, то повстречала на пути веселых музыкантов, а вот на каких инструментах они играли, вы должны сейчас угадать и поднять картинку с соответствующим изображением.

3. «Угадай-ка» (участвуют зелёные нотки)

Цель: Развивать мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Сейчас участники с зелёными нотками нам загадают песни, с помощью ритмического рисунка, а мы должны отгадать.

«Пусть бегут неуклюже», «Маленькой елочке», «Антошка»

4. Поэтическое музицирование (участвуют оранжевые нотки)

Участники с оранжевыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (треугольники)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(металлофон)

В ходе этого упражнения развивается чувство ансамбля.

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Дорогостоящий инструментарий с успехом можно заменить, самостоятельно изготовленными шумовыми и ударными музыкальными инструментами. Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. Сейчас мы озвучим, сказку.

5. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ

Испугался заяц и бежать.

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

СТУЧИМ ЛОЖКАМИ

Бросился заяц бежать.

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ

Побежал заяц из леса к речке

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ

Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, которые и меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ

Ещё одна сказка

6. НАСТУПИЛА ОСЕНЬ

Наступила осень. звучит бубен

Под ногами зашуршали первые опавшие листья. звуки шуршащей бумаги. Подул осенний ветер. звучит панфлейта, можно заменить пластиковой бутылкой

Пригнал темные тучи. звуки барабана

Закапал дождик. звучит металлофон

А потом все чаще и чаще. звучит металлофон

Побежали ручьи по дорогам. звучат «буль-бульки». /дуем в баночку с водой через трубочку/

Холодно и сыро стало вокруг.

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко. звучат металлические тарелки

Осветило солнышко осеннюю полянку звучат тарелки

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них звучит пластмассовая бутылка

и деревья зашумели своей листвой раздаются звуки погремушек

Где-то далеко застучал дятел звучат ложки

Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам звучит колокольчик,

зайка спешил поменять свою шубку звучат барабанчики

Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг свист птички-свистульки.

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам звучат все инструменты.

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

Стало тихо-тихо

7. Игра на музыкальных инструментах оркестр «Часики»

8. «Поем молча» (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Вспоминаем песню «Кузнечик» В. Шаинского

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

9. Пластическая импровизация (задание для участников с чёрными нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая :

а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Такие упражнения, помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

10. Релакс (упражнение для чёрных ноток)

Упражнение "Куклы-марионетки"

Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для ребенка.

На этой ноте я заканчиваю свой мастер-класс.

Есть у меня орешки мудрости, И в них сокрыт секрет…

Их раздам я вам, В одних пословицы – конец, в других – ее начало.

Звучит музыка. Ведущий раздаёт орешки. Коллеги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.

Пословицы и поговорки

1. Детишек воспитать – не курочек пересчитать.

2. В одиночку не одолеешь и кочку.

3. Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.

4. Играть играй, да дело знай.

Но и в заключении, хочется сказать:

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Дак давайте же в освоение музыкального языка вводить действие.

Список литературы

1. Девятова Т. Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

2. Бугельский Ю. А. «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.

3. Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (треугольники)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(металлофон)

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (треугольники)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(металлофон)

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (треугольники)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(металлофон)

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (треугольники)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(металлофон)

5. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ

Испугался заяц и бежать.

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

СТУЧИМ ЛОЖКАМИ

Бросился заяц бежать.

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ

Побежал заяц из леса к речке

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ

Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, которые и меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ

6. НАСТУПИЛА ОСЕНЬ

Наступила осень. звучит бубен

Под ногами зашуршали первые опавшие листья. звуки шуршащей бумаги. Подул осенний ветер. звучит панфлейта, можно заменить пластиковой бутылкой

Пригнал темные тучи. звуки барабана

Закапал дождик. звучит металлофон

А потом все чаще и чаще. звучит металлофон

Побежали ручьи по дорогам. звучат «буль-бульки». /дуем в баночку с водой через трубочку/

Холодно и сыро стало вокруг.

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко. звучат металлические тарелки

Осветило солнышко осеннюю полянку звучат тарелки

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них звучит пластмассовая бутылка

и деревья зашумели своей листвой раздаются звуки погремушек

Где-то далеко застучал дятел звучат ложки

Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам звучит колокольчик,

зайка спешил поменять свою шубку звучат барабанчики

Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг свист птички-свистульки.

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам звучат все инструменты.

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

Стало тихо-тихо

Вспоминаем песню «Кузнечик» В. Шаинского

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя

Вспоминаем песню «Кузнечик» В. Шаинского

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя

Вспоминаем песню «Кузнечик» В. Шаинского

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя

1. Детишек воспитать – не курочек пересчитать.

2. В одиночку не одолеешь и кочку.

3. Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.

4. Играть играй, да дело знай.

5. Учение образует ум, воспитание-нравы.

6. Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

Публикации по теме:

«Мы вас ждали!» Фотоотчёт о предметно-развивающей среде в группе«Мы вас ждали!» Фотоотчёт о предметно-развивающей среде в группе Своих малышей мы, воспитатели группы №2 приняли 16 июля. Детки пришли к нам из ясельной группы. Мы с напарницей и няней тщательно готовили.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Использование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возрастаИспользование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возраста «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить детей сегодня так, как учили этому вчера». Джон Дьюи Предметно-развивающая среда.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация оформления лестничного пролета с учетом требования ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУОрганизация оформления лестничного пролета с учетом требования ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУ Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Хочу сегодня поделиться с вами оформлением лестничного пролета,по которому мы поднимаемся в группу. Создавая.

Оснащение предметно-развивающей среды. Музыкально-театрализованный центр.Оснащение предметно-развивающей среды. Музыкально-театрализованный центр. Из всех искусств - учитель Музыка. Она воспринимается сердцами все века. Пифагор Мы не видим музыку, не можем ее потрогать, но она окружает.

Отчет по предметно-развивающей среде В логопедической группе созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

Сценарий музыкально-развивающей игры по обучению детей 4–6 лет музыкальной грамоте «Жадный ёжик»Сценарий музыкально-развивающей игры по обучению детей 4–6 лет музыкальной грамоте «Жадный ёжик» Сценарий музыкально-развивающей игры по обучению детей 4-6 лет музыкальной грамоте «Жадный ёжик» с использованием театра на столе Автор.

Тематические альбомы в предметно-пространственной развивающей среде группыТематические альбомы в предметно-пространственной развивающей среде группы В нашей группе находится целая коллекция иллюстрированных альбомов по самым разным темам, а так же для разного возраста. Ведь дети растут,.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Яна Игоревна Питулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-игровая деятельность детей в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ»
Опубликовано: 13 июня 2023 в 08:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД